Мало кто из европейских продюсеров может сравниться с Карло Понти (разве что его соотечественник Дино Де Лаурентис и француз Александр Мнушкин) по той роли, которую он сыграл в кино, по удачливости, по количеству проектов, по широте взглядов, по умению делать успешные коммерческие фильмы и одновременно поддерживать больших художников, приносящих не прибыль, а славу. Понти окончил Миланский университет и несколько лет проработал в адвокатской конторе своего отца, там же, в Милане. В 1940-м перебрался в Рим, в следующем году вышел его первый фильм – «Маленький старинный мирок». В конце сороковых он продюсировал картины неореалистов – Альберто Латтуады, Пьетро Джерми, Луиджи Коменчини. С 1950-го по 1956-й существовала компания, которой он руководил вместе с Де Лаурентисом. Именно там Федерико Феллини снял великую картину «Дорога», награжденную «Оскаром», а Кинг Видор – «Войну и мир». В 1951-м на конкурсе красоты Понти обратил внимание на одну из участниц – Софию Шиколоне. Через несколько лет она превратилась в звезду мирового масштаба Софи Лорен. Псевдоним, «подправленная» внешность и, конечно, возможность продемонстрировать свой талант в кино – во всем заслуга Понти. К моменту их встречи и начала романа Понти был женат на Джулиане Фьястри, уже стал отцом двух детей. В Италии получить развод – дело сложное. Поэтому в 1957-м Лорен и Понти поженились в Мексике. Однако на родине возникли сложности – Понти был признан преступником-двоеженцем. Брак с актрисой пришлось аннулировать в 1962-м. Затем все трое участников этой мелодрамы поменяли гражданство на французское и, наконец, Джулиана и Понти смогли развестись, а Софи и Понти по-человечески пожениться. Разница в 23 года, юная актриса и уже известный продюсер – конечно, общественность истолковала их отношения как брак по расчету. Однако этот брак был безупречным (никаких слухов о романах, связях на стороне) и продлился пятьдесят лет (до смерти Понти в 2007 году). Софи родила двух сыновей и сыграла свои знаменитые роли в фильмах, которые продюсировал муж («Золото Неаполя», «Чочара», «Брак по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра»). Однако фильмы с Лорен в главной роли – это только часть проектов Понти. Другая – это авангардистские ленты Годара («Женщина есть женщина», «Карабинеры», «Презрение») и других «нововолновцев», провокационная картина Марко Феррери («Женщина-обезьяна»), хит на все времена «Доктор Живаго» (режиссер Дэвид Лин), шедевры Микеланджело Антониони «Забриски пойнт» и «Фотоувеличение», знаменитая трагикомедия Этторе Сколы «Отвратительные, грязные, злые» и его же сильнейшая драма «Необычный день» (с Лорен в главной роли). Последний проект, в котором участвовал Понти, был выпущен в 1998-м. Почти шестьдесят лет в киноиндустрии, более 150 фильмов... Его дети от первого брака – сын Алекс и дочь Гвендалина стали соответственно продюсером и юристом. Сыновья от брака с Лорен: Карло – дирижер, Эдуардо – режиссер. Понти умер в 94 года от воспаления легких. Избранная фильмография продюсера: 1977. НЕОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ / UNA GIORNATA PARTICOLARE /, реж. Этторе Скола 1976. ПЕРЕВАЛ КАССАНДРА /CASSANDRA CROSSING/, реж . Джордж Пан Косматос 1976. ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ, ГРЯЗНЫЕ, ЗЛЫЕ /BRUTTI, SPORCHI E CATTIVI/, реж . Этторе Скола 1975. ПРОФЕССИЯ: РЕПОРТЕР / PROFESSIONE : REPORTER /, реж. Микеланджело Антониони 1974. ВЕРДИКТ /VERDICT/, реж. Андре Кайатт 1973. ДЖОРДАНО БРУНО /GIORDANO BRUNO/, реж. Джулиано Монтальдо 1970. ЗАБРИСКИ ПОЙНТ /ZABRISKIE POINT/, реж. Микеланджело Антониони 1968. ВЛЮБЛЕННЫЕ / AMANTI /, реж. Витторио Де Сика 1967. БАЛ ПОЖАРНЫХ /HORÍ, MÁ PANENKO/, реж. Милош Форман 1966. ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ (БЛОУ-АП) /BLOW-UP/, реж. Микеланджело Антониони 1965. ДОКТОР ЖИВАГО /DR. ZHIVAGO/, реж. Дэвид Лин, номинация на премию «Оскар» за лучший фильм, премия David di Donatello за лучший иностранный фильм 1965. ЛЕДИ Л /LADY L/, реж. Питер Устинов 1965. КАЗАНОВА-70 /CASANOVA '70/, реж. Марио Моничелли 1965. ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА /LA DONNA SCIMMIA/, реж. Марко Феррери 1964. БРАК ПО-ИТАЛЬЯНСКИ /MATRIMONIO ALL'ITALIANA/, реж. Витторио Де Сика, премия David di Donatello за лучший фильм 1963. СКУКА /LA NOIA/, реж. Дамиано Дамиани 1963. ПРЕЗРЕНИЕ /LE MÉPRIS/, реж. Жан-Люк Годар 1963. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА /IERI, OGGI, DOMANI/, реж. Витторио Де Сика, премия David di Donatello за лучший фильм 1963. КАРАБИНЕРЫ /LES CARABINIERS/, реж. Жан-Люк Годар 1962. ЛАНДРЮ /LANDRU/, реж. Клод Шаброль 1962. БОККАЧЧО-70 /BOCCACCIO '70/, реж. Витторио Де Сика, Федерико Феллини, Марио Моничелли, Лукино Висконти 1961. ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА /FEMME EST UNE FEMME, UNE/, реж. Жан-Люк Годар 1961. КЛЕО С 5 ДО 7 /CLEO DE 5 A 7/, реж. Аньес Варда 1961. ЛОЛА /LOLA/, реж. Жак Деми 1960. ЧОЧАРА /LA CIOCIARA/, реж. Витторио Де Сика 1956. ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК /IL FERROVIERE/, реж. Пьетро Джерми 1956. ВОЙНА И МИР /WAR AND PEACE/, реж. Кинг Видор 1954. ЗОЛОТО НЕАПОЛЯ /L'ORO DI NAPOLI/, реж. Витторио Де Сика 1954. ДОРОГА /LA STRADA/, реж. Федерико Феллини, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм, премия Silver Ribbon в категории «Лучший продюсер» 1951. АННА /ANNA/, реж. Альберто Латтуада 1948. БЕЗ ЖАЛОСТИ /SENZA PIETA/, реж. Альберто Латтуада 1948. ЗАБЛУДШАЯ МОЛОДЕЖЬ /GIOVENTU PERDUTA/, реж. Пьетро Джерми 1947. ЖИТЬ В МИРЕ /VIVERE IN PACE/, реж . Луиджи Дзампа 1946. МОЙ СЫН – ПРОФЕССОР /MIO FIGLIO PROFESSORE/, реж. Ренато Кастеллани 1945. ДВА АНОНИМНЫХ ПИСЬМА /DUE LETTERE ANONIME/, реж. Марио Камерини 1943. ДЖАКОМО-ИДЕАЛИСТ /GIACOMO L’IDEALISTA/, реж. Альберто Латтуада 1941. МАЛЕНЬКИЙ СТАРИННЫЙ МИРОК /PICCOLO MONDO ANTICO/, реж. Марио Сольдати
|