Витторио Де Сика родился в местечке Сора, а вырос в Неаполе. Он рано начал работать, параллельно учился в коммерческом институте. Мечте бедных родителей о том, что их сын станет бухгалтером, уважаемым человеком с солидной, надежной профессией, было не суждено сбыться. В 1924-м Де Сика поступил в театральную труппу. Через несколько лет он стал популярным актером с амплуа героя-любовника. А как иначе? С его-то внешностью неотразимого красавца? И с большим талантом, конечно. С главной роли в комедии Марио Камерини «Что за подлецы мужчины!» (1932) началась его карьера в кино. В начале сороковых он стал сам снимать фильмы, такие же комедии, в каких снимался как актер. Но последовавшие «Дети смотрят на нас», «Шуша» и «Похитители велосипедов» – совсем другое кино. Де Сика (вместе с Де Сантисом, Росселлини, сценаристом и теоретиком Чезаре Дзаваттини) вошел в число лидеров итальянского неореализма, мощного новаторского кинотечения. Кинематографисты-реформаторы вышли на улицы, чтобы снимать фильмы о правде жизни, о реальных проблемах простых людей. Успех был грандиозным во всем мире – и у зрителей, и у коллег. «Шуша» и «Похитители велосипедов» были номинированы на премию Американской киноакадемии за сценарии. И обе картины получили специальных «Оскаров» (тогда номинации «Лучший иностранный фильм» еще не было) как выдающиеся произведения мирового кино. Сам Де Сика, спустя годы, говорил: «Похитители» – хороший фильм. Мне нравится. Может, излишне сентиментальный». В начале пятидесятых неореализм (а вместе с ним и Де Сика) постепенно вступал в свой «розовый» период. После фильма «Умберто Д.», высоко оцененного критикой, но провалившегося в прокате, режиссер «пошел» по римским адресам: «Вокзал Термини», «Вилла Боргезе». Первый фильм – мелодрама, второй – комедия. Хотя это был возврат к традиционному жанровому кино, но уже совсем на другом профессиональном уровне. «Чочара», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски» – его знаменитые картины, любимы и поныне. В особенности, поклонниками Софи Лорен. Де Сика обожал ее и как актрису, и как хорошего человека, говорил, что между ними полное взаимопонимание, потому что оба – неаполитанцы, и время работы с ней считал счастливейшим в жизни. В 60-е поставил несколько фильмов с американскими звездами («Охота на лиса» с Питером Селлерсом, «Семь раз женщина» с Ширли Маклейн, «Влюбленные» с Фэй Данауэй). Мелодраму «Подсолнухи» снимал у нас, и его любимый дуэт Лорен-Мастроянни в этой картине превратился в блестящее трио, благодаря Людмиле Савельевой. Параллельно с режиссурой, Де Сика до самой смерти продолжал сниматься, часто – в проходных картинах. Актерские гонорары вкладывал в собственные проекты плюс семья, дети, к тому же он был заядлым картежником. Его первой женой (с 1937 года) была актриса Джудитта Риссоне, второй – испанская актриса Мария Меркадер (между прочим, родная сестра Рамона Меркадера, агента ГПУ, убившего Льва Троцкого). С Марией они жили вместе с 1942 года, но только в 1968-м Де Сика, приняв французское гражданство, смог развестись с бывшей женой и оформить отношения с настоящей. К тому времени их сыновья были уже взрослыми. Кристиан – известный актер, Мануэль – композитор, написавший музыку к десяткам итальянских фильмов, в том числе и снятых его отцом («Влюбленные», «Сады Финци-Контини»). Избранная фильмография Витторио Де Сики Режиссер: 1973. ПОЕЗДКА /IL VIAGGIO/ 1973. КОРОТКИЙ ОТПУСК /UNA BREVE VACANZA/ 1972. НАЗОВЕМ ЕГО АНДРЕА /LO CHIAMEREMO ANDREA/ 1970. САДЫ ФИНЦИ–КОНТИНИ /IL GIARDINO DEI FINZI-CONTINI/, приз «Золотой медведь» на Берлинском МКФ 1970. ПОДСОЛНУХИ /I GIRASOLI/ 1968. ВЛЮБЛЕННЫЕ /AMANTI/ 1967. ВЕДЬМЫ /LE STREGHE, segment UNA SERA COME LE ALTER/ 1967. СЕМЬ РАЗ ЖЕНЩИНА /WOMAN TIMES SEVEN/ 1966. НОВЫЙ МИР / UN MONDE NOUVEAU / 1966. ОХОТА НА ЛИСА /CACCIA ALLA VOLPE/ 1964. БРАК ПО–ИТАЛЬЯНСКИ /MATRIMONIO ALL'ITALIANA/, премия David di Donatello за лучшую режиссуру 1963. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА /IERI, OGGI, DOMANI/ 1963. БУМ /IL BOOM/ 1962. БОКАЧЧО-70, новелла ЛОТЕРЕЯ / BOCCACCIO '70, segment LA RIFFA / 1962. ЗАТВОРНИКИ АЛЬТОНЫ /I SEQUESTRATI DI ALTONA/, премия David di Donatello за лучшую режиссуру 1960. ЧОЧАРА /LA CIOCIARA/ 1956. КРЫША /IL TETTO/ 1954. ЗОЛОТО НЕАПОЛЯ /L'ORO DI NAPOLI/ 1953. ВИЛЛА БОРГЕЗЕ /VILLA BORGHESE/ 1953. ВОКЗАЛ ТЕРИМИНИ / STAZIONE TERMINI / 1952. УМБЕРТО Д . /UMBERTO D./ 1951. ЧУДО В МИЛАНЕ /MIRACOLO A MILANO/, Гран-при на Каннском МКФ 1948. ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ /LADRI DI BICICLETTE/, премия Silver Ribbon за лучшую режиссуру и сценарий, специальный приз жюри на МКФ в Локарно 1946. ШУША /SCIUSCIА/, премия Silver Ribbon за лучшую режиссуру 1944. ДЕТИ СМОТРЯТ НА НАС /I BAMBINI CI GUARDANO/ 1942. ГАРИБАЛЬДИЕЦ В МОНАСТЫРЕ /UN GARIBALDINO AL CONVENTO/ 1941. ТЕРЕЗА-ПЯТНИЦА /TERESA VENERDI/ 1940. МАДДАЛЕНА, НОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕ /MADDALENA ZERO IN CONDOTTA/ 1940. АЛЫЕ РОЗЫ /ROSE SCARLATTE/ Актер: 1974. КРОВЬ ДЛЯ ДРАКУЛЫ /BLOOD FOR DRACULA/, реж. Пол Морисси 1965. ЛЮБОВНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МОЛЛ ФЛЭНДЕРС /AMOROUS ADVENTURES OF MOLL FLANDERS, THE/, реж. Теренс Янг 1962. ЕВА /EVA/, реж. Джозеф Лоузи 1960. АУСТЕРЛИЦ /AUSTERLITZ/, реж. Абель Ганс 1959. ГЕНЕРАЛ ДЕЛЛА РОВЕРЕ /IL GENERALE DELLA ROVERE/, реж. Роберто Росселлини, приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Сан-Франциско 1958. АНГЕЛ В ТАКСИ /BALLERINA E BUON DIO/ANGEL IN A TAXI/, реж . Антонио Леонвиола 1957. ПРОЩАЙ , ОРУЖИЕ /FAREWELL TO ARMS, A/, реж . Чарльз Видор, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана 1955. ХЛЕБ, ЛЮБОВЬ И… / PANE , AMORE E …/, реж. Дино Ризи, премия David di Donatello за лучшую мужскую роль 1954. ХЛЕБ, ЛЮБОВЬ И РЕВНОСТЬ / PANE , AMORE E GELOSIA /, реж. Луиджи Коменчини 1954. ЗОЛОТО НЕАПОЛЯ /L'ORO DI NAPOLI/ 1953. ХЛЕБ , ЛЮБОВЬ И ФАНТАЗИЯ /PANE, AMORE E FANTASIA/, реж . Луиджи Коменчини 1953. МАДАМ ДЕ ... /MADAME DE…/, реж . Макс Офюльс 1942. ГАРИБАЛЬДИЕЦ В МОНАСТЫРЕ /UN GARIBALDINO AL CONVENTO/ 1941. ТЕРЕЗА-ПЯТНИЦА /TERESA VENERDI/ 1940. МАДДАЛЕНА, НОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕ /MADDALENA ZERO IN CONDOTTA/ 1940. АЛЫЕ РОЗЫ /ROSE SCARLATTE/ 1939. ГОСПОДИН МАКС /IL SIGNOR MAX/, реж. Марио Камерини 1932. ЧТО ЗА ПОДЛЕЦЫ МУЖЧИНЫ! /GLI UOMINI CHE MASCALZONI/, реж. Марио Камерини
|