 Лукино Висконти принадлежал к знатному аристократическому роду и воспитывался в семье, богатой национальными и европейскими культурными традициями. Работать в кинематографе Висконти начал в 1936 году в Париже. Познакомившись с Жаном Ренуаром, он стал его ассистентом. Пройдя школу киномастерства во Франции, Висконти вернулся в Италию. Он сблизился с группой молодых интеллектуалов-антифашистов, группировавшихся вокруг журнала «Чинема». Во время войны Висконти участвовал в движении Сопротивления, был арестован гестаповцами, сидел в камере смертников и чудом спасся. Свой первый фильм «Одержимость» по роману Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» он снял в 1942 году. Эта картина стала одним из лучших дебютов в мировом кино и предвестником итальянского неореализма. Режиссер принимает участие в создании коллективного документального фильма «Дни славы» (1945). Тогда же он начинает ставить драматические и оперные спектакли на сценах разных театров, совмещая эту деятельность с работой в кино. Первой послевоенной картиной Висконти стала «Земля дрожит» (1948). В этом эпическом фильме работали непрофессиональные актеры – рыбаки с Сицилии, говорившие на местном диалекте. «Земля дрожит» – одно из наиболее значительных свершений неореализма. В рамках этого течения режиссер снял картину «Самая красивая» (1951), в которой Анна Маньяни исполнила одну из своих лучших ролей. Первый цветной фильм режиссера «Чувство» (1954), снятый в противовес доминировавшему тогда «розовому» неореализму, ознаменовал поворот в исканиях Лукино Висконти. После этой мелодрамы, вызвавшей жаркие споры, Висконти снова ушел в театр: ставил пьесы В. Шекспира, А. Чехова, Ж. Кокто, Ж.Ануя, Т.Уильямса, оперы Дж. Верди, Р. Штрауса. Тенденция к синтезу искусств часто сказывалась в фильмах Висконти, который равно владел языком сцены и экрана. Возвращение к современному материалу произошло в фильме «Рокко и его братья» (1960) – одном из главных произведений нового итальянского кино. Доминирующими в творчестве режиссера становятся форма семейного романа и тема красоты, неизменно присутствующей во всем. Романтическая фреска «Леопард» (1963) повествует об отмирании прежних идеалов; академическая по стилю картина «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965) представляет собой вариант саги о конце рода. После киноадаптации «Постороннего» (1967) Альбера Камю Висконти постепенно отходит от театра. Он достигает наивысшего художественного синтеза литературы, театра, музыки и кино в своей «Немецкой трилогии». «Гибель богов» (1969) – трагедия распада семьи, «Смерть в Венеции» (1971) – попытка спастись от грубого мира в поклонении идеальной красоте, «Людвиг» (1973) – история одиночества и безумия короля. Жаждой света проникнут «Семейный портрет в интерьере» (1974). Лукино Висконти в поиске утраченной красоты становится певцом одиночества, поражения, прощания. Последней работой мастера стала тщательная, любовно выписанная экранизация одноименного романа Габриэля Д'Аннунцио «Невинный» (1976), в которой великий режиссер вынес окончательный приговор аморализму. Лукино Висконти умер в Милане 17 марта 1976 года, и «Невинный» вышел на экраны уже после его смерти. Избранная фильмография режиссера: 1976. НЕВИННЫЙ /L'INNOCENTE/, сценарист 1974. СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ /GRUPPO DI FAMIGLIA IN UN INTERNO/, сценарист 1973. ЛЮДВИГ /LUDWIG/ сценарист, сюжет 1971. СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ /MORTE A VENEZIA/ продюсер, сценарист. Юбилейная премия XXV Каннского МКФ 1969. ГИБЕЛЬ БОГОВ /LA CADUTA DEGLI DEI/ сюжет, сценарист. Премия Венецианского МКФ за лучшую режиссуру 1967. ПОСТОРОННИЙ /LO STRANIERO/, сценарист 1967. ВЕДЬМЫ, новелла «Ведьма, сожженная заживо» / STREGHE, LE / 1965. ТУМАННЫЕ ЗВЕЗДЫ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ /VAGHE STELLE DELL'ORSA/, сценарист. Главный приз Венецианского МКФ. 1963. ЛЕОПАРД /IL GATTOPARDO/, сценарист. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ. 1962. БОККАЧЧО-70 /BOCCACCIO '70/, сценарист, режиссер новеллы «РАБОТА» 1960. РОККО И ЕГО БРАТЬЯ /ROCCO E I SUOI FRATELLI/ сценарист, автор идеи. Специальный приз Венецианского МКФ 1957. БЕЛЫЕ НОЧИ /LE NOTTI BIANCHE/, сценарист. Серебряная премия Венецианского МКФ 1954. ЧУВСТВО /SENSO/, сценарист 1951. САМАЯ КРАСИВАЯ /BELLISSIMA/, сценарист 1951. ЗАМЕТКИ О ПРОИСШЕСТВИИ / APPUNTI SU UN FATTO DI CRONACA / 1948. ЗЕМЛЯ ДРОЖИТ /LA TERRA TREMA/, сюжет, сценарист, композитор, дикторский текст. Международная премия Венецианского МКФ. 1945. ДНИ СЛАВЫ / GIORNI DI GLORIA / 1942. ОДЕРЖИМОСТЬ /OSSESSIONE/, сценаристMsoNormal
|