В детстве Ротунно часами мог смотреть на камеры, выставленные в витрине фотомагазина, находившегося в соседнем доме. Когда ему исполнилось 15 лет, умер отец, Ротунно был вынужден оставить учебу и искать работу. Его взяли помощником в фотолабораторию знаменитой киностудии «Чинечитта». Ротунно проявлял пленку, занимался ретушированием. Начальник лаборатории позволял ему по воскресеньям пользоваться фотоаппаратом. Ротунно бродил по Риму и снимал, учился использовать свет, на практике знакомился с законами композиции. Это и стало его школой. Вскоре Ротунно предложили делать фоторепортажи со съемочных площадок для газет и рекламных агентств. От этой работы было недалеко и до ассистента оператора, а затем и оператора. В 19 лет он уже работал у одного из лучших режиссеров Италии Роберто Росселлини на фильме «Человек с крестом» (1942). Ротунно твердо намеревался стать оператором-постановщиком, но ему нелегко было убедить в этом Росселлини, который видел в нем актера. Вскоре ему пришлось надолго расстаться с кино. Он отправился с французскими войсками в качестве военного оператора в Грецию. В сентябре 1943-го попал в немецкий плен. В лагере пробыл два года. Был освобожден американцами. Вернулся домой и на съемочную площадку. Не переставая, учился у всех операторов-постановщиков, с которыми работал. Не раз Ротунно был помощником знаменитого тогда Дж. Р. Альдо. В 1954-м во время работы над фильмом Лукино Висконти «Чувство» Альдо трагически погиб в автомобильной катастрофе, и режиссер обратился к Ротунно с просьбой доснять оставшиеся сцены. Так он стал оператором-постановщиком. Ротунно участвовал в создании более восьмидесяти фильмов, в числе которых – немало настоящих шедевров. Благодаря своей разносторонности он стал одним из самых востребованных операторов Европы: он мог воплотить на экране практически все – от эпических композиций Висконти до навеянного дагерротипами стиля Марио Моничелли в «Товарищах». Особенно часто Ротунно работал с Федерико Феллини («Рим», «Амаркорд», «Казанова», «Город женщин»). «В послевоенное время Италия стала свободной страной, и Феллини, Висконти, Витторио Де Сика, Чезаре Дзаваттини использовали кино, чтобы говорить правду». – говорит оператор. – «Я верю, что Феллини был гением, но на меня оказали влияние они все. Своей работой со светом я давал им возможность материализовать их собственное видение, переводя их идеи на пленку». Ротунно работал не только со знаменитыми итальянскими, но и с американскими режиссерами: Стенли Креймером, Майком Николсом, Бобом Фоссом, Сидни Поллаком. Он продолжал снимать фильмы до конца 90-х, после чего сосредоточился на преподавательской работе в римской киношколе. Ротунно принимал участие в реставрации шедевров итальянского кино, таких, как снятые им «Леопард» Висконти, «Рим» Феллини, а также «Особенный день» Этторе Скола. Избранная фильмография оператора: 1996. СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ /STENDHAL SYNDROME, THE/, реж. Дарио Ардженто 1995. САБРИНА /SABRINA/, реж. Сидни Поллак 1994. ВОЛК /WOLF/, реж. Майк Николс 1992. ОДНАЖДЫ ПРЕСТУПИВ ЗАКОН / УБИЙСТВО В МОНТЕ-КАРЛО /ONCE UPON A CRIME/, реж. Юджин Левин 1991. ЧТО КАСАЕТСЯ ГЕНРИ /REGARDING HENRY/, реж. Майк Николс 1989. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА /ADVENTURES OF BARON MUNCHAUSEN, THE/, реж . Терри Гиллиам, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1988. ПОЛИЦЕЙСКИЙ ПО НАЙМУ /RENT-A-COP/, реж. Джерри Лондон 1983. И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ /E LA NAVE VA /AND THE SHIP SAILS O)/, реж . Федерико Феллини, премия David di Donatello и премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1980. ГОРОД ЖЕНЩИН /CITTA DELLE DONNE, LA/, реж. Федерико Феллини, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1979. ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ /ALL THAT JAZZ/, реж. Боб Фосс, премия Британской киноакадемии BAFTA и номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу 1979. РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА /PROVA D'ORCHESTRA/, реж. Федерико Феллини 1978. КОНЕЦ СВЕТА В НАШЕЙ СУПРУЖЕСКОЙ ПОСТЕЛИ В ОДНУ ИЗ ДОЖДЛИВЫХ НОЧЕЙ /FINE DEL MONDO NEL NOSTRO SOLITO IN UNA NOTTE PIENA DI POIGGIA, LA/, реж. Лина Вертмюллер 1976. КАЗАНОВА ФЕЛЛИНИ /CASANOVA DI FELLINI, IL (CASANOVA)/, реж. Федерико Феллини, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую операторскую работу 1974. АМАРКОРД /AMARCORD/, реж. Федерико Феллини 1973. ВСЕ НА МЕСТЕ И ВCЕ В БЕСПОРЯДКЕ /TUTTO A POSTO E NIENTE IN ORDINE/, реж. Лина Вертмюллер 1973. ФИЛЬМ О ЛЮБВИ И АНАРХИИ, ИЛИ СЕГОДНЯ В 10 УТРА НА ВИА ДЕЙ ФЬОРЕ В ИЗВЕСТНОМ ДОМЕ ТЕРПИМОСТИ /FILM D’AMORE E D’ANARCHIA, OVVERO ‘STAMATTINA ALLE 10 IN VIA DEI FIORI NELLA NOTA CASA DI TOLLERANZA/, реж. Лина Вертмюллер 1972. РИМ /FELLINI ROMA/, реж. Федерико Феллини 1971. ПЛОТСКИЕ ПОЗНАНИЯ /CARNAL KNOWLEDGE/, реж. Майк Николс 1970. ПОДСОЛНУХИ /GIRASOLI, I/, реж. Витторио Де Сика 1969. САТИРИКОН ФЕЛЛИНИ /FELLINI-SATIRICON/, реж. Федерико Феллини, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1969. ТАЙНА САНТА - ВИТТОРИИ /SECRET OF SANTA VITTORIA, THE/, реж . Стэнли Креймер 1968. ТРИ ШАГА В БРЕДУ, новелла ТОБИ ДАММИТ /HISTOIRES EXTRAORDINAIRES, segment TOBY DAMMIT/, реж. Федерико Феллини 1967. ВЕДЬМЫ /STREGHE, LE/, реж. Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини и др. 1966. БИБЛИЯ /BIBLE, THE/, реж.Джон Хьюстон 1963. ТОВАРИЩИ /COMPAGNI, I/, реж. Марио Моничелли 1963. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА /IERI, OGGI, DOMANI/, реж. Витторио Де Сика 1963. ЛЕОПАРД /GATTOPARDO, IL /GUEPARD, LE/ , реж. Лукино Висконти, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1962. СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ /CRONACA FAMILIARE/, реж. Валерио Дзурлини, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1962. БОККАЧЧО-70, новелла РАБОТА / BOCCACCIO 70, segment IL LAVORO /, реж. Лукино Висконти 1960. РОККО И ЕГО БРАТЬЯ /ROCCO E I SUOI FRATELLI/, реж. Лукино Висконти, премия Итальянского синдиката киножурналистов за операторскую работу 1959. НА БЕРЕГУ /ON THE BEACH/, реж . Стэнли Креймер 1959. ОБНАЖЕННАЯ МАХА /NAKED MAJA, THE/, реж. Генри Костер 1957. БЕЛЫЕ НОЧИ /NOTTI BIANCHE, LE/, реж. Лукино Висконти 1954. ЧУВСТВО /SENSO/, реж. Лукино Висконти
|