Валерио Дзурлини собирался стать юристом, но в свободное от учебы в Римском университете время начал ставить любительские спектакли. А от театра до кино – один шаг. Тем более что вторая половина 40-х годов в кинематографе Италии – это время неореализма. Оказался среди режиссеров нового поколения и Дзурлини. Правда, снимал он сначала короткометражки («История одного квартала», «Вокзал Термини», «Солдаты в городе»), но в стране и мире они имели не меньший резонанс, чем полнометражные фильмы старших коллег. В 1954-м Дзурлини снял свой первый «полный метр» – «Девушки из Сан-Фредиано», экранизацию романа писателя-неореалиста Васко Пратолини. Начиная с его следующей картины («Яростное лето», 1959), любимой темой Дзурлини становится судьба и внутренний эмоциональный мир человека, втянутого в глобальные исторические катаклизмы. Об этом была и лента 1960 года «Девушка с чемоданом», где одну из лучших своих, психологически тонких ролей сыграла юная Клаудиа Кардинале, и «Семейные хроники», награжденный Гран-при Венецианского кинофестиваля. Именно после этого фильма критики-соотечественники назвали Дзурлини одним из лучших чувственных кинопрозаиков итальянского кинематографа. В 1972 году режиссер снял «Первую ночь покоя», которую не приняли зрители и разругали критики, – так, к сожалению, бывает с «непривычными» фильмами. Хорошо, что кинематограф – тот вид искусства, в котором несправедливые оценки со временем можно исправить. В «Ночи…» удивительно тонко воспроизведена атмосфера времени – апатия, растерянность, потребность в настоящих чувствах и неумение эти чувства защитить. Картина замечательна еще и тем, что в ней совершенно невероятный Ален Делон – не холодный, победительный сердцеед, как всегда, а слабый, безвольный поэт-неудачник. Может, это даже лучшая роль в его карьере. И еще один полюс картины – изысканное, выразительное изображение. Впрочем, это характерная черта практически всех фильмов Дзурлини. Когда на одной съемочной площадке собираются Витторио Гасман, Джулиано Джемма, Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Макс фон Сюдов, Жак Перрен, Франсиско Рабаль, Фернандо Рей, плохой картина получиться не может. «Пустыня Тартари» стала лучшим произведением итальянского мастера и классикой мирового кино. Об этом философском эссе, в основе которого одноименный роман Дино Буццати, режиссер говорил: «Пустыня – это метафора, некая таинственная среда, может быть, просто неизвестное будущее или время, откуда человеку грозит опасность, а в конечном итоге – смерть. Человек ждет, но вместе с тем боится того момента, когда он наконец подвергнется испытанию, когда при критической ситуации могут раскрыться его качества, пригодиться накопленные им опыт и знания, но чаще всего случается, что из «пустыни» так и не приходит повод проявить себя, человек старится, болеет и умирает, так и не познав своего звездного часа». «Пустыня» стала для режиссера последним фильмом. Через некоторое время Дзурлини, тяжело переживая разрыв с любимой женщиной, французской актрисой Жаклин Сассар, сильно запил, тяжело заболел и покончил с собой.
Избранная фильмография режиссера: 1976 ПУСТЫНЯ ТАРТАРИ / IL DESERTO DEI TARTARI /, премия David di Donatello за лучший фильм и лучшую режиссуру 1972 ПЕРВАЯ НОЧЬ ПОКОЯ /LA PRIMA NOTTE DI QUIETE/ 1968 СИДЯЩИЙ ПО ПРАВУЮ РУКУ / SEDUTOALLA SUA DESTRA / 1965 СОЛДАТСКИЕ ДЕВКИ /ОНИ ШЛИ ЗА СОЛДАТАМИ / LE SOLDATESSE /, спецприз МКФ в Москве 1962 СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ / CRONACHE FAMILIARE /, Гран-при МКФ в Венеции 1960 ДЕВУШКА С ЧЕМОДАНОМ / LA RAGAZZA CON LA VALIGIA / 1959 ЯРОСТНОЕ ЛЕТО / ESTASTE VIOLENTA / 1954 ДЕВУШКИ ИЗ САН-ФРЕДИАНО / LE RAGAZZE DI SAN FREDIANO /
|