Витторио Стораро – один из немногих современных операторов со своим неповторимым индивидуальным почерком, талант, гений, новатор, обладатель трех премий «Оскар». Он мастер, огромное влияние которого на кинематограф признает большинство его коллег, а кто-то из них, далеко не из самых последних, даже готов был расстаться с кино, потому что понимал, что снять так, как Стораро, никогда не сможет. Отец Стораро работал киномехаником на студии, и его маленький сын смотрел фильмы из кинобудки. Звука там не было – Стораро научился понимать смысл картин по изображению. Потом он изучал фотографию в технической школе, работал в фотомагазине, в 18 лет, выдержав сумасшедший конкурс, поступил в римскую киношколу, где был самым юным первокурсником. Начав работать ассистентом оператора, несколько лет – всерьез, самостоятельно – изучал философию, литературу, музыку, живопись. В 1969-м впервые получил возможность снимать как оператор-постановщик – фильм «Молодость, молодость» Франко Росси. («Это было, как первая любовь. За два дня до окончания съемок я расплакался, когда понял, что работа над фильмом скоро закончится, и я никогда больше не испытаю таких эмоций снова, даже если мне предстоит снять еще миллион фильмов».) Уже на следующий год он работал с Бернардо Бертолуччи на «Конформисте» (с режиссером они были знакомы со времен ленты «Перед революцией», на которой Стораро был ассистентом оператора). «Конформист» стал сенсацией, а его «картинка» – образцово-показательной для операторов. Плодотворное сотрудничество с Бертолуччи продолжалось два десятилетия. За «Последнего императора» Стораро получил «Оскара», но это была уже его третья статуэтка. Бдительный Голливуд, регулярно прочесывающий европейский кинематограф, не мог не обратить внимания и на Стораро. Фрэнсис Форд Коппола, собираясь снимать «Апокалипсис сегодня» с Марлоном Брандо в главной роли, посмотрел «Последнее танго в Париже» с его участием, и выразительная работа оператора произвела на американского режиссера сильнейшее впечатление. Так Стораро оказался за океаном. За «Апокалипсис…» он получил премию Американской киноакадемии, позднее снял еще несколько картин Копполы, работал и с другими режиссерами, прежде всего, с Уорреном Битти. За фильм «Красные» Стораро тоже вручили «Оскара». Заканчивая тему наград (а их у итальянского оператора очень много), надо отметить, что он получил почетную премию «За вклад» Американской гильдии кинооператоров в 60 лет, и стал самым молодым из ее обладателей, а также вторым – после Свена Нюквиста – европейцем. На протяжении своей жизни Стораро постоянно осваивал новые технологии («Мы никогда не должны возвращаться. Всегда надо двигаться вперед»), сам принимал участие в их разработке. Но техническая сторона работы для него не является самоцелью, она органично переплетается с творческой стороной – созданием глубоких образов, метафоричностью киноязыка, смысловой значимостью использования цвета, света и тени, естественного и искусственного освещения. Кредо Стораро: «Технологию мы должны использовать лишь для выражения идеи». Избранная фильмография оператора: 2007. КАРАВАДЖО /CARAVAGGIO/, ТВ , реж . Анджело Лонгони 2005. НЕВИДИМЫЕ ДЕТИ /ALL THE INVISIBLE CHILDREN, segment CIRO/, реж . Стефано Венерузо 2005. ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА: ПРИКВЕЛ /DOMINION: PREQUEL TO THE EXORCIST/, реж . Пол Шредер 2004. ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА: НАЧАЛО /EXORCIST: THE BEGINNING/, реж . Ренни Харлин 2000. ДЮНА / DUNE /, ТВ, реж. Джон Харрисон 2000. ТРАВИАТА /TRAVIATA, LA/, ТВ , реж . Пьер Кавассилас 2000. ПО КУСОЧКАМ /PICKING UP THE PIECES/, реж . Альфонсо Арау 2000 . МИРКА /MIRKA/, реж . Рашид Бенхади 1999. ГОЙЯ /GOYA/, реж . Карлос Саура, премия Европейской киноакадемии и премия Goya за лучшую операторскую работу 1998. БУЛВОРТ /BULWORTH/, реж . Уоррен Битти 1998. ТАНГО /TANGO/, реж . Карлос Саура, технический Гран-при на Каннском МКФ, премия Итальянского синдиката киножурналистов Silver Ribbon за лучшую операторскую работу 1996. ТАКСИ / TAXI /, реж. Карлос Саура 1995. ФЛАМЕНКО /FLAMENCO/, реж . Карлос Саура 1993. МАЛЕНЬКИЙ БУДДА / LITTLE BUDDHA /, реж. Бернардо Бертолуччи, премия Итальянского синдиката киножурналистов Silver Ribbon за лучшую операторскую работу 1992. ТОСКА / TOSCA /, ТВ, реж. Брайан Ларг 1990. ДИК ТРЭЙСИ /DICK TRACY/, реж . Уоррен Битти, номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу 1990. ПОД ПОКРОВОМ НЕБЕС / SHELTERING SKY , THE /, реж. Бернардо Бертолуччи, премия Британской киноакадемии BAFTA и премия Итальянского синдиката киножурналистов Silver Ribbon за лучшую операторскую работу 1989. НЬЮ - ЙОРКСКИЕ ИСТОРИИ /NEW YORK STORIES, segment LIFE WITHOUT ZOE/, реж . Фрэнсис Форд Коппола 1988. ТАКЕР : ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕЧТА /TUCKER: A MAN AND HIS DREAM/, реж . Фрэнсис Форд Коппола 1987. ИШТАР /ISHTAR/, реж. Элейн Мэй 1987. ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР /LAST EMPEROR, THE/, реж. Бернардо Бертолуччи, премия «Оскар», премия David di Donatello и номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую операторскую работу 1986. ПЕТР ВЕЛИКИЙ / PETER THE GREAT /, ТВ, реж. Марвин Чомски, Лоуренс Шиллер 1985. ЖЕНЩИНА-ЯСТРЕБ / LADYHAWKE /, реж. Ричард Доннер 1983. ВАГНЕР / WAGNER /, ТВ, реж. Тони Палмер 1982. ОТ ВСЕГО СЕРДЦА /ONE FROM THE HEART/, реж . Фрэнсис Форд Коппола 1981. КРАСНЫЕ /REDS/, реж. Уоррен Битти, премия «Оскар» и номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую операторскую работу 1979. АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ /APOCALYPSE NOW/, реж. Фрэнсис Форд Коппола, премия «Оскар» и номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую операторскую работу 1979. ЛУНА /LUNA, LA/, реж. Бернардо Бертолуччи 1979. АГАТА /AGATHA/, реж. Майкл Эптид 1976. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК /NOVECENTO/, реж. Бернардо Бертолуччи 1976. СКАНДАЛ / SCANDALO /, реж. Сальваторе Сампьери 1974. МЕСТО ВОДИТЕЛЯ /IDENTIKIT/, реж. Джузеппе Патрони Гриффи 1973. ДЖОРДАНО БРУНО / GIORDANO BRUNO /, реж. Джулиано Монтальдо 1973. КОВАРСТВО / MALIZIA /, реж. Сальваторе Сампьери 1972. ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ /ULTIMO TANGO A PARIGI, L'/, реж. Бернардо Бертолуччи 1970. СТРАТЕГИЯ ПАУКА /STRATEGIA DEL RAGNO/, реж . Бернардо Бертолуччи 19 70 . КОНФОРМИСТ /CONFORMISTA, IL/, реж . Бернардо Бертолуччи 19 70 . ПТИЦА С ХРУСТАЛЬНЫМ ОПЕРЕНЬЕМ /UCCELLO DALLE PIUME DI CRISTALLO, L'/, реж . Дарио Ардженто
|