Выдающийся французский певец и актер родился в Италии. После прихода к власти фашистов семья Ливи во главе с отцом, убежденным коммунистом, бежала во Францию и обосновалась в Марселе. В чужой стране жилось трудно. Дети семьи Ливи рано распрощались со школой и начали работать: Лидия, старшая сестра Ива, стала парикмахершей, брать Джулиано – официантом. Сам Монтан с 11 лет работал на заводе, а позднее тоже выучился на парикмахера. В семнадцать лет он дебютирует на сцене марсельского мюзик-холла. Постепенно его известность растет. В 1944 году он приезжает в Париж. Встреча с Эдит Пиаф была судьбоносной для начинающего певца. Он выступал в первом отделении ее концертов, по ее протекции получил роль в фильме Марселя Карне «Врата ночи» (1946). У Монтана и Пиаф был роман. Стоит посмотреть на их общие фотографии той поры, чтобы убедиться, что никогда больше гениальная певица с драматической судьбой не выглядела такой спокойной и счастливой. Тем не менее, спустя два года они расстались. Большой успех в кино принесла ему главная роль в картине Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1952), которая получила Гран-при Каннского кинофестиваля. Годом ранее Монтан женился на выдающейся актрисе Симоне Синьоре, которая ради него оставила режиссера Ива Аллегре. Нелегким испытанием для семьи стали политические события середины 50-х годов. Оба придерживались левых взглядов, в компартии не состояли, но были в числе «сочувствующих». Когда советские войска в 1956-м вошли в Будапешт, большинство людей, близких им по убеждениям, категорически осудили действия Советского Союза. А Монтан в сопровождении Синьоре через некоторое время отправился в СССР на гастроли, за что французская общественность осудила и его тоже. Синьоре в своих мемуарах рассказала, насколько трудным было для них это решение, но Монтан был связан контрактом, и в случае отказа ему пришлось бы заплатить большую неустойку. Кстати, в тех же воспоминаниях актриса не пожалела красок в описании невежественных советских партийно-правительственных боссов. После успешных гастролей по США в 1959 году артисту предложили главную роль в фильме «Займемся любовью», где его партнершей стала Мэрилин Монро. У них случился страстный роман, который едва не привел к разводу с Синьоре. Список блестящих партнерш актера позднее пополнили Ширли Маклейн, Джейн Фонда, Роми Шнайдер, Катрин Денев. Монтан продолжал сниматься и выступать с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х годов. В этот же период судьба послала ему встречу с режиссером Коста-Гаврасом, в картинах которого раскрывается подлинный Монтан, уравновешенный, меланхоличный, возмужавший. С конца 1960-х годов Монтан с головой уходит в кинематограф, появляясь на музыкальной сцене лишь эпизодически. Ещё одна удача – встреча с Клодом Соте и Аленом Корно. С годами Ив Монтан приобрел не только мастерство, но и внушительность: ему уже под силу сложные психологические роли. На склоне лет артист стал настолько заметной фигурой, что его начали рассматривать как одного из кандидатов на пост президента Франции. Сам он всерьез к этому не относился, но, как вспоминала Кароль Амьель, с которой он прожил последние годы, такое внимание к его заслугам Монтану льстило. Амьель была гораздо моложе Монтана и в 1988-м родила ему сына Валентина. Это единственный родной ребенок актера. Катрин, дочь Синьоре и Аллегре, он вырастил, а официально удочерил после смерти ее родителей. Катрин тогда было под сорок («в благодарность», в книге, вышедший после смерти Монтана, она обвинила его чуть ли не в педофилии). Едва ли не десятилетие после ухода актера продолжалась история, связанная с тем, что актриса Жильберт Дроссар заявила: отец ее дочери Авроры – Монтан. В 1994-м был вынесен вердикт о справедливости ее притязаний. Затем было несколько судебных разбирательств. Понадобилась даже эксгумация праха актера, чтобы доказать обратное. Избранная фильмография актера: 1992. ИП-5 /IP5: L'ILE AUX PACHYDERMES/, реж. Жан-Жак Бенекс 1991. НЕЧАЕВ ВЕРНУЛСЯ /NETCHAIEV EST DE RETOUR/, реж. Жак Дере 1988. ТРИ БИЛЕТА НА 26-е /TROIS PLACES POUR LE 26/, реж. Жак Деми 1986. МАНОН С ИСТОЧНИКА /MANON DES SOURCES/, реж. Клод Берри 1986. ЖАН ДЕ ФЛОРЕТ /JEAN DE FLORETTE/, реж . Клод Бери, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль 1983. ГАРСОН! /GARCON!/, реж. Клод Соте, номинация на премию César за лучшую мужскую роль 1982. НЕПОСЕДА /ВЕСЬ ОГОНЬ, ВСЁ ПЛАМЯ /TOUT FEU, TOUT FLAMME/, реж. Жан-Поль Раппно 1981. ВЫБОР ОРУЖИЯ /LE CHOIX DES ARMES/, реж. Ален Корно 1979. И… КАК ИКАР /I… COMME ICARE/, реж. Анри Верней, номинация на премию César за лучшую мужскую роль 1979. СВЕТ ЖЕНЩИНЫ /CLAIR DE FEMME/, реж. Коста-Гаврас 1978. ДОРОГИ НА ЮГ /ROUTES DU SUD/, реж. Джозеф Лоузи 1977. УГРОЗА /MENACE, LA/, реж. Ален Корно 1976. ВЕРЗИЛА /GRAND ESCOGRIFFE, LE/, реж. Клод Пиното 1975. ПИСТОЛЕТ «ПИТОН-357» /POLICE PYTHON.357/, реж. Ален Корно 1975. ДИКАРЬ /LE SAUVAGE/, реж. Жан-Поль Раппно 1974. ВИНСЕНТ, ФРАНСУА, ПОЛЬ…И ДРУГИЕ /VINCENT, FRANCOIS, PAUL…ET LES AUTRES/, реж. Клод Соте 1974. РИСК И НАСИЛИЕ /HASARD ET LA VIOLENCE, LE/, реж. Филипп Лабро 1973. ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ /ETAT DE SIEGE/, реж. Коста-Гаврас 1973. СЫН /FILS/, реж. Пьер Гранье-Дефер 1972. СЕЗАР И РОЗАЛИ /CESAR ET ROSALIE/, реж. Клод Соте, премия David di Donatello в категории «Лучший зарубежный актер» 1972. ВСЕ В ПОРЯДКЕ /TOUT VA BIEN/, реж. Жан-Люк Годар 1971. МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ /FOLIE DES GRANDEURS/, реж. Жерар Ури 1971. КРАСНЫЙ КРУГ /LE CERCLE ROUGE/, реж. Жан-Пьер Мельвиль 1970. В ЯСНЫЙ ДЕНЬ ТЫ МОЖЕШЬ УВИДЕТЬ ВЕЧНОСТЬ… /ON A CLEAR DAY YOU CAN SEE FOREVER/, реж. Винсент Миннелли 1970. ПРИЗНАНИЕ /L'AVEU/, реж. Коста-Гаврас 1969. ДЬЯВОЛА ЗА ХВОСТ /DIABLE PAR LA QUEUE/, реж. Филипп де Брока 1969. ДЗЕТА /Z/, реж. Коста-Гаврас 1968. ДЕНЬ, ПОЕЗД… /UN SOIR, UN TRAIN/, реж. Андре Дельво 1967. ЖИТЬ ЧТОБЫ ЖИТЬ /VIVRE POUR VIVRE/, реж. Клод Лелюш 1966. ВОЙНА ОКОНЧЕНА /LA GUERRE EST FINIE/, реж. Ален Рене 1966. ГОРИТ ЛИ ПАРИЖ? /PARIS BRULE-T-IL?/, реж. Рене Клеман 1966. БОЛЬШОЙ ПРИЗ /GRAND PRIX/, реж. Джон Франкенхаймер 1965. УБИЙЦЫ В СПАЛЬНЫХ ВАГОНАХ /COMPARTIMENT TUEURS/, реж. Коста-Гаврас 1962. МОЯ ГЕЙША /MY GEISHA/, реж. Джек Кардифф 1961. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА? /GOODBYЕ AGAIN/, реж. Анатоль Литвак 1961. АЛТАРЬ /SANCTUARY/, реж. Тони Ричардсон 1960. ЗАЙМЕМСЯ ЛЮБОВЬЮ /LET'S MAKE LOVE/, реж. Джордж Кьюкор, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA в категории «Лучший зарубежный актер» 1959. ЗАКОН /LEGGE/, реж. Жюль Дассен 1956. САЛЕМСКИЕ КОЛДУНЬИ /LES SORCIERES DE SALEM/, реж. Раймон Руло, приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Карловых Варах 1956. ЛЮДИ И ВОЛКИ /UOMINI E LUPI/, реж. Джузеппе Ди Сантис 1956. НОЧНАЯ МАРГАРИТА /MARGUERITE DE LA NUIT/, реж. Клод Отан-Лара 1955. ГЕРОИ УСТАЛИ /HEROS SONT FATIGUES, LES/, реж. Ив Кьямпи 1955. НАПОЛЕОН /NAPOLEON/, реж. Саша Гитри 1953. ПЛАТА ЗА СТРАХ /LE SALAIRE DE LA PEUR/, реж. Анри-Жорж Клузо 1952. ПАРИЖ ВСЕГДА ПОЕТ /PARIS CHANTE TOUJOURS!/, реж . Пьер Монтазель 1950. УТРАЧЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ /SOUVENIRS PERDUS/, реж. Кристиан-Жак 1948. ИДОЛ /IDOLE, L’/, реж. Александр Эсве 1946. ПОГАСШАЯ ЗВЕЗДА /ETOILE SANS LUMIERE/, реж. Марсель Блистен 1946. ВРАТА НОЧИ /LES PORTES DE LA NUIT/ , реж. Марсель Карне
|