Анри Алекан – один из самых знаменитых операторов мирового кино. Более сорока лет он стоял за камерой, работая с режиссерами из разных стран, в первую очередь, конечно, с соотечественниками (Ив и Марк Аллегре, Рене Клеман, Жюльен Дювивье, Андре Кайятт, Жан Кокто, Ален Роб-Грийе и другие). Очень плодотворным было его сотрудничество с англичанами Теренсом Янгом и Джозефом Лоузи, чилийцем Раулем Руисом. Вершины творчества Алекана (если говорить о кинонаградах и зрительском признании) – «Римские каникулы», знаменитый фильм американца Уильяма Уайлера, снимавшийся в Италии, и «Небо над Берлином» немецкого мастера Вима Вендерса. Прежде, чем стать оператором-постановщиком, Алекан почти пятнадцать лет набирался опыта в качестве ассистента. Когда пришло время заняться самостоятельной работой, началась война. Алекан был в плену у немцев, бежал, участвовал в движении Сопротивления, снимал хронику. Часть его документального материала вошла в картину Рене Клемана «Битва на рельсах». Одна актриса после работы с Алеканом сказала «Я – твоя вещь». А один актер и вовсе заявил: «Алекан умеет освещать декорации, но не умеет освещать актеров». Он и сам признавался, что особой любви к артистам не испытывает и рассматривает их как одну из составляющих фильма. Но заявления о его «неумении» приводили Алекана в бешенство, потому что, на его взгляд, акцент в кадре зависит от сюжета: если в данный момент важен актер – надо выделять актера, если важна декорация – внимание должно быть сосредоточено на ней. «Кино – единственное искусство, в котором может присутствовать элемент сверхреального, встречающийся еще разве что на сцене, где он достигается старыми приемами фокусников. Только кино может дать нам сложные образы, целиком порожденные воображением художника. Если в кино не осталось людей с воображением, значит, кино больше нет». Таким был кредо Алекана. Он не любил реалистическое кино с естественным освещением и намеренно небрежным изображением. Над одним кадром он мог работать целый день, предварительно готовился к нему, детально продумывая, какие фильтры будет использовать и где будут стоять осветительные приборы. Благодаря этому, приобрел славу оператора, которому всегда нужны огромные средства и который очень требователен к технике и сотрудникам. Хотя он снимал и малобюджетные картины. Но и в них не отступал от своего главного творческого принципа: «Среди обычного надо создать ощущение необычности». Избранная фильмография оператора: 1993. ГОЛЕМ: ОКАМЕНЕВШИЙ САД /GOLEM, LE JARDIN PÉTRIFIÉ/, реж. Амос Гитай 1992. ГОЛЕМ, ДУХ ИЗГНАНИЯ / GOLEM , L ' ESPRIT DE L ' EXIL /, реж. Амос Гитай 1989. БЕРЛИН – ИЕРУСАЛИМ / BERLIN - YERUSHALAIM /, реж. Амос Гитай 1987. НЕБО НАД БЕРЛИНОМ /DER HIMMEL ÜBER BERLIN/, реж . Вим Вендерс, премия Film Award in Gold за выдающееся мастерство, номинация на премию Европейской киноакадемии, премии кинокритиков США, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка за лучшую операторскую работу 1986. ЭСТЕР / ESTHER /, реж. Амос Гитай 1983. КАМЕНЬ ВО РТУ /UNE PIERRE DANS LA BOUCHE/, реж . Жан - Луи Леконт 1983. ПРЕКРАСНАЯ ПЛЕННИЦА / LA BELLE CAPTIVE /, реж. Ален Роб-Грийе 1982. ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ / STAND DER DINGE , DER /, реж. Вим Вендерс 1982. ФОРЕЛЬ /LA TRUITE/, реж . Джозеф Лоузи, премия «Сезар» за лучшую операторскую работу 1981. ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY , THE /, реж. Рауль Руис 1979. ДАМА ИЗ МОНТЕ - КАРЛО /LA DAME DE MONTE CARLO/, реж . Жан Кокто 1978. ЧАСТИ ПРИРОДЫ /LES DIVISIONS DE LA NATURE/, реж . Рауль Руис 1975. КУКОЛКА ГАНГСТЕРА /LA PUPA DEL GANGSTER/, режю Джорджо Капитани 1971. КРАСНОЕ СОЛНЦЕ / SOLEIL ROUGE /, реж. Теренс Янг 1970. СИЛУЭТЫ НА ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ / FIGURES IN A LANDSCAPE /, реж. Джозеф Лоузи 1969. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА / L ' ARBRE DE NO Ë L /, реж. Теренс Янг 1968. МАЙЕРЛИНГ / MAYERLING /, реж. Теренс Янг 1967. ВЕРСАЛЬ / VERSAILLES /, реж. Альбер Ламорисс, док. 1966. ТРОЙНОЙ КРЕСТ / TRIPLE CROSS /, реж. Теренс Янг 1966. МАКИ – ЭТО ТОЖЕ ЦВЕТЫ /POPPY IS ALSO A FLOWER, THE/, реж . Теренс Янг 1965. ЛЕДИ Л / LADY L /, реж. Питер Устинов 1964. ТОПКАПИ /TOPKAPI/, реж . Жюль Дассен 1962. ПЯТЬ МИЛЬ ДО ПОЛУНОЧИ /LE COUTEAU DANS LA PLAIE/, реж . Анатоль Литвак 1962. ПАРИЖАНКИ /LES PARISIENNES, segments ELLA, ANTONI А /, реж . Мишель Буарон, Жак Потрено 1961. ПРИНЦЕССА КЛЕВСКАЯ /LA PRINCESSE DE CLÈVES/, реж . Жан Деланнуа 1960. РАЗ , ДВА , ТРИ /1-2-3-4 OU LES COLLANTS NOIRS/, реж . Теренс Янг 1960. АУСТЕРЛИЦ /AUSTERLITZ/, реж . Абель Ганс 1959. СВАДЬБА ФИГАРО /LE MARIAGE DE FIGARO/, реж . Жан Мейер 1959. СЕКРЕТ ШЕВАЛЬЕ Д ` ЭОНА /LE SECRET DU CHEVALIER D'ÉON/, реж . Жаклин Одри 1959. ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ /DOUZE HEURES D'HORLOGE/, реж . Геза фон Радвани 1957. ДЕЛО ДОКТОРА ЛОРАНА /LE CAS DU DR LAURENT/, реж . Жан-Поль Ле Шануа 1957. ТАЙФУН НАД НАГАСАКИ /TYPHON SUR NAGASAKI/, реж . Ив Чампи 1956. ОДНАЖДЫ УТРОМ /UN MATIN COMME LES AUTRES/, реж . Янник Беллон 1955. ЛУЧШИЕ ГОДЫ /LA MEILLEURE PART/, реж . Ив Аллегре 1955. ГЕРОИ УСТАЛИ /LES HÉROS SONT FATIGUES/, реж . Ив Чампи 1955. ШЕЛЕСТ / FROU - FROU /, реж. Аугусто Дженина 1955. ПОРТ ЖЕЛАНИЙ / LE PORT DU D É SIR /, реж. Эдмон Гревиль 1954. КОРОЛЕВА МАРГО / REINE MARGOT , LA /, реж. Жан Древиль 1954. ПОРОЧНЫЕ / LES IMPURES /, реж. Пьер Шевалье 195 3. ЖЮЛЬЕТТА / JULIETTA /, реж. Марк Аллегре 1953. РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ / ROMAN HOLIDAY /, реж. Уильям Уайлер, номинация на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу 1953. КОГДА ТЫ ПРОЧТЕШЬ ЭТО ПИСЬМО / QUAND TU LIRAS CETTE LETTER /, реж. Жан-Пьер Мельвиль 1952. ТРИ ЖЕНЩИНЫ / TROIS FEMMES /, реж. Андре Мишель 1952. ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД / LE FRUIT D É FENDU /, реж. Анри Верней 1952. НЕЗНАКОМЕЦ НА ПРОГУЛКЕ /IMBARCO A MEZZANOTTE/, реж. Джозеф Лоузи 1951. ПАРИЖ ВСЕГДА ПАРИЖ /PARIGI È SEMPRE PARIGI/, реж. Лючано Эммер 1951. ЖЮЛЬЕТТА, ИЛИ КЛЮЧ К СНОВИДЕНИЯМ / JULIETTE OU LA CLEF DES SONGES /, реж. Марсель Карне 1950. ТОЛЬКО Я /MA POMME/, реж. Марк-Жильбер Савиньон 1950. МАРИ ИЗ ПОРТА /LA MARIE DU PORT/, реж. Марсель Карне 1949. ВЕРОНСКИЕ ЛЮБОВНИКИ / LES AMANTS DE V É RONE /, реж. Андре Кайятт 1948. АННА КАРЕНИНА / ANNA KARENINA /, реж. Жюльен Дювивье 1947. ПРОКЛЯТЫЕ / LES MAUDITS /, реж. Рене Клеман 1946. КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ /LA BELLE ET LA BÊTE/, реж . Жан Кокто 1946. БИТВА НА РЕЛЬСАХ /LA BATAILLE DU RAIL/, реж . Рене Клеман 1944. МАЛЫШКИ С НАБЕРЕЖНОЙ ЦВЕТОВ /LES PETITES DU QUAI AUX FLEURS/, реж . Марк Аллегре 1941. СЛЕПАЯ ВЕНЕРА /VÉNUS AVEUGLE/ , реж. Абель Ганс
|