Цуй Харк родился во Вьетнаме. Подростком, вместе с родителями, переехал в Гонконг. В 13 лет начал снимать любительские фильмы. В 15 – посмотрел «Телохранителя» Акиры Куросавы, был потрясен. По сей день японский классик – его любимый режиссер. После школы уехал в Техас, в университет Остина, изучать кинодело. Там же из Ман Конга превратился в Харка, поскольку соученики дразнили его Кинг Конгом. В 1977-м вернулся в Гонконг и начал работать на телевидении. В 1979-м снял дебютный фильм «Бабочки-убийцы». Поставив несколько картин, пользовавшихся успехом у критиков и зрителей, в 1984-м вместе с женой, продюсером Нансун Ши, создал собственную кинокомпанию Film Workshop , где работал не только сам, но и давал снимать другим. «Шанхайский блюз», с которого начала существование кинокомпания, Харк считает своим лучшим фильмом. (Будучи крайне требовательным человеком, он, как правило, очень недоволен своими картинами, для «Блюза» делает исключение). Во второй половине 80-х Харк прославился и как продюсер. Боевик «Светлое будущее» Джона Ву, поставленный на студии Харка, стал самым кассовым фильмом гонконгского кино и получил Национальную кинопремию. После сиквела этого хита дороги Ву и Харка разошлись из-за творческих разногласий (на «Светлом будущем-3» Харк был уже и продюсером, и режиссером). Но оба были в числе лидеров гонконгской новой волны, превратившей жанровое кино в настоящее искусство. Их фильмы пользовались не только успехом в прокате, но и включались в программы авторитетных кинофестивалей. Трюки, спецэффекты, боевые сцены, экспрессия плюс жестокость, эротизм и национальный колорит – это то, что отличает фильмы Цуй Харка. Как и Джон Ву, в середине 90-х он оказался в Голливуде. Снял там два фильма с Жан-Клодом Ван Дамом («Колония», «Взрыватель»), но большого успеха, несмотря на высокое качество, они не имели. Последнее десятилетие Харк работает в Гонконге. Его творческое кредо: «Кино не надо воспринимать серьезно. Кино – прежде всего, развлечение, и его назначение – заполнять пустоту в человеческих эмоциях». К 100-летию кино в Гонконге, как и во всех других странах, подводили итоги и составляли списки хитов национальной кинематографии. Пять фильмов Цуй Харка попали в сотню лучших картин. Его превзошел только Вонг Кар Вай (шесть лент). Избранная фильмография: Режиссер 2009. ЛЕЗВИЕ /THE BLADE/ 2008. ВСЕ РЕШАЮТ ЖЕНЩИНЫ /NEUI YAN FAU PUI/ 2008. ЗАБЫТОЕ /SAM HOI TSAM YAN/ 2007. ТРЕУГОЛЬНИК /TRIANGLE/ 2005. СЕМЬ МЕЧЕЙ / CHAT GIM /, номинация на Национальную кинопремию Гонконга за лучшую режиссуру 2002. ЧЕРНАЯ МАСКА -2: ГОРОД МАСОК /BLACK MASK 2: CITY OF MASKS/ 2001. ВОИНЫ ЗУ /SHU SHAN ZHENG ZHUAN/ 2000. ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ / SHUN LIU NI LIU / 1998. ВЗРЫВАТЕЛЬ /KNOCK OFF/ 1997. КОЛОНИЯ /DOUBLE TEAM/ 1995. ЛЕЗВИЕ /DAO/ 1994. ОДНАЖДЫ В КИТАЕ -5 /WONG FEI HUNG CHI NEUNG: LUNG SHING CHIM ANG/ 1994. СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ -4: ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ /BETTER TOMMOROW, A IV: THE RETURN TO THE BETTER TOMORROW/ 1993. ЗЕЛЕНАЯ ЗМЕЯ /CHING SE/ 1993. ОДНАЖДЫ В КИТАЕ -3 /WONG FEI HUNG JI SAAM: SI WONG JAANG BA/ 1992. ТАВЕРНА ДРАКОНА /SUN LUNG MOON HAK CHAN/ 1992. ОДНАЖДЫ В КИТАЕ-2 / WONG FEI HUNG II : NAM YI DONG JI KEUNG /, номинация на Национальную кинопремию Гонконга за лучшую режиссуру 1992. БЛИЗНЕЦЫ-ДРАКОНЫ / TWIN DRAGONS / 1991. ВЕЧЕРИНКА МНОГОЧИСЛЕННОЙ СЕМЬИ /HAOMEN YEYAN/ 1991. КОРОЛЬ ШАХМАТ /KEI WONG/ 1991. ОДНАЖДЫ В КИТАЕ /WONG FEI HUNG/, Национальная кинопремия Гонконга за лучшую режиссуру 1991. КИТАЙСКАЯ ИСТОРИЯ ПРИЗРАКОВ-3 /SINNUI YAUWAN III: DO DO DO/ 1990. ВИРТУОЗ /XIAO AO JIANG HU/ 1989. СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ -3 /BETTER TOMORROW III, A/ 1989. МАСТЕР /LONG XING TIAN XIA/ 1988. Я ЛЮБЛЮ МАРИЮ /TIE JIA WU DI MA LI A/ 1988. БОЛЬШОЕ ДЕЛО /CHENG SHI TE JING/ 1986. БЛЮЗ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ /DO MA DAAN/ 1984. ШАНХАЙСКИЙ БЛЮЗ / SHANG HAI ZHI YEN /, номинации на Национальную кинопремию Гонконга за лучший фильм и режиссуру 1984. БЕЗУМНАЯ МИССИЯ-3: НАШ ЧЕЛОВЕК С БОНД-СТРИТ / ZUIJIA PAIDANG ZHI NUHUANG MILING / 1979. БАБОЧКИ-УБИЙЦЫ / DIE BIAN / Продюсер 2004. НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ БОЕЦ / XANDA /, реж. Марко Мак 2002. ЭРА ВАМПИРОВ /ERA OF VAMPIRES, THE/, реж . Уилсон Чин 1997. АМЕРИКАНСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ /WONG FEI HUNG: CHI SAI WIK HUNG SEE/, реж . Саммо Хунг Кам Бо 1996. ГАНГСТЕРСКИЕ ВОЙНЫ /SAN SEUNG HOI TAAN/, реж . Ман Кит Пун 1996. ЧЕРНАЯ МАСКА / BLACK MASK /, реж. Дэниел Ли 1993. ЖЕЛЕЗНАЯ ОБЕЗЬЯНА /SIU NIN WONG FEI HUNG JI: TIT MA LAU/, реж . Ву Пинг Йун 1993. ОДНАЖДЫ В КИТАЕ -4 /WONG FEI HUNG JI SEI: WONG JE JI FUNG/, реж . Бан Йун 1992. ЛЕГЕНДА О ФЕХТОВАЛЬЩИКЕ /XIAO AO JIANG HU ZHI: DONG FANG BU BAI/, реж . Сиу Тан Чин, Стэнли Тонг 1992. БЕЗУМНЫЙ ГОРОД /WICKED CITY, THE/, реж . Тай Кит Мак 1990. ИСТОРИЯ КИТАЙСКИХ ПРИЗРАКОВ-2 / SIEN NUI YAU WAN II /, реж. Сиу Тан Чин 1990. ТЕРРАКОТОВЫЙ ВОИН /QIN YONG/, реж. Сиу Тан Чин 1989. ПРОСТО ГЕРОИ /YI DAN QUN YING/, реж. Джон Ву, Ма Ву 1989. НАЕМНЫЙ УБИЙЦА / DIP HUET SEUNG HUNG /, реж. Джон Ву, номинация на Национальную кинопремию Гонконга за лучший фильм 1987. ИСТОРИЯ КИТАЙСКИХ ПРИЗРАКОВ /SIEN NUI YAU WAN/, реж. Сиу Тан Чин, номинация на Национальную кинопремию Гонконга за лучший фильм, Специальный приз жюри на МКФ фантастических фильмов в Авориазе 1987. СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ -2 /BETTER TOMORROW II, A/, реж . Джон Ву 1986. СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ /BETTER TOMORROW/, реж . Джон Ву, Национальная кинопремия Гонконга за лучший фильм
|