Джон Гилгуд – один из самых великих театральных актеров ХХ столетия, по всеобщему признанию, лучший исполнитель роли Гамлета, был и творческим долгожителем. На сцене он прослужил 67 лет – с 1921-го до 1988-го, а в кино работал и того дольше – 77 лет: дебютировал в 1924-м, снявшись в фильме «Кто этот человек?», а последняя картина с его участием, «Катастрофа», вышла в 2000-м, в год его смерти. Какую сферу деятельности выбрать? Такой вопрос для молодого Гилгуда не стоял, поскольку среди его родных было много выдающихся актеров, особенно со стороны матери – это был целый театральный клан семейства Тьерри. Гилгуд, недолго помечтав о карьере сценографа, в конце концов, дебютировал как актер в лондонском театре «Олд Вик». 17-летний артист сыграл небольшую роль в шекспировской пьесе «Генрих V». Герои шекспировской драматургии и стали главным делом жизни Гилгуда, хотя он много и успешно играл и в пьесах других классиков – Шеридана, Уайльда, Ибсена, Шоу, Мольера. Особая линия его творчества – это Чехов. Первой значительной театральной ролью актера стал Петя Трофимов из «Вишневого сада». Это случилось в 1924-м, а годом позже он играл Треплева в «Чайке». (Состарившись, Гилгуд снова появился в постановках этих пьес, но, естественно, в образах других героев – Гаева и Тригорина. В 1968-м он сыграл самого писателя в телеспектакле «Насмешливое мое счастье».) В юности Гилгуд получил хорошее актерское образование – он окончил театральную школу леди Бенсон, а позднее – Королевскую академию драматического искусства. Но его настоящими университетами стали сцены разных лондонских театров. На первых порах Гилгуду очень помогала его знаменитая родня, по знакомству устраивая начинающему актеру ангажементы. Однако сыгранные 20-летним Гилгудом Петя Трофимов и Ромео заставили говорить о нем «весь Лондон». Когда через пять лет он впервые сыграл Гамлета, к нему пришла и международная известность. В последующие годы он переиграл на сцене практически весь шекспировский репертуар: «Ричард III», «Макбет», «Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится», «Антоний и Клеопатра», «Генрих IV», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Буря», «Король Лир»… Многие постановки режиссировал сам. К отдельным пьесам в течение жизни возвращался не один раз («Много шума из ничего» ставил четырежды). В конце 50-х он решил «привести своего Шекспира в порядок» и придумал программу «Век человеческий», выбрав шестьдесят шекспировских отрывков – сонеты плюс монологи из трагедий, комедий и исторических хроник. Спектакль был принят с восторгом. Гилгуда всегда причисляли к актерам-интеллектуалам, но он сам это определение опровергал, утверждая, что его творческий метод – это наблюдение, эмоции и природное чутье. В 1934 году Александр Корда предложил Гилгуду исполнить роль Гамлета в кино – актер отказался. Искусством в те годы он кинематограф не считал. Позднее свое мнение изменил и в 50-е начал активно сниматься, тем более что в первую очередь ему предлагали хорошо знакомый материал – экранизации Шекспира («Юлий Цезарь», 1953, «Ромео и Джульетта», 1954, «Ричард III», 1955). Со временем он стал незаменим как исполнитель колоритных возрастных персонажей второго плана. За них он и получил признание кинематографической общественности: в 1964-м Гилгуд был номинирован на «Оскара» за роль короля Людовика VII в фильме «Бекет», а в 1981-м получил премию Американской киноакадемии, сыграв дворецкого-острослова в комедии «Артур». Впрочем, его вклад в искусство гораздо раньше оценила английская королева, в 1953 году присвоив ему рыцарский титул. С 70-х на кино- и телеэкране его можно было увидеть гораздо чаще, чем на сцене («Театр слишком утомителен в моем возрасте», – говорил Гилгуд). Но в 1988-м, после большого перерыва, он сыграл Просперо в «Буре», поставленной Питером Гринуэем, и вновь театральный Лондон был в восхищении. (Через три года Гринуэй снял с Гилгудом фильм «Книги Просперо».) Гилгуд опубликовал четыре книги мемуаров («Я могу писать только о театре, об остальном я просто ничего не знаю»). В 1996 году великому актеру королевой Елизаветой II был пожалован «Орден за заслуги» в качестве «личного дара». Последний великий рыцарь английского театра, как его называли, скончался в мае 2000-го, на 97-м году жизни. Спустя год на аукционе Sotheby's были распроданы его вещи. Дороже всего оценили коллекцию живописи, собранной актером. Из других предметов наибольший интерес вызвали экземпляр «Гамлета» с собственноручной ремаркой Гилгуда «Отошло мне по завещанию Лоуренса Оливье» и бронзовый бюст актера в роли Гамлета. Избранная фильмография актера: 2000. КАТАСТРОФА / CATASTROPHE /, реж. Дэвид Мамет 1998. ЕЛИЗАВЕТА / ELIZABETH /, реж. Шекхар Капур 1998. ВЕЛИКИЙ МЕРЛИН / MERLIN /, ТВ, реж. Стив Баррон 1996. ПОРТРЕТ ЛЕДИ /PORTRAIT OF A LADY, THE/, реж . Джейн Кемпион 1996. БЛЕСК / SHINE /, реж. Скотт Хикс, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана 1996. ГАМЛЕТ / HAMLET /, реж. Кеннет Брана 1995. ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ /FIRST KNIGHT/, реж . Джерри Цукер 1994. СКАРЛЕТТ / SCARLETT /, ТВ, реж. Джон Эрман 1992. СВЕТ ВО ТЬМЕ /SHINING THROUGH/, реж . Дэвид Селтцер 1991. КНИГИ ПРОСПЕРО / PROSPERO ' S BOOKS /, реж. Питер Гринуэй 1989. ВСЕ КАК НАДО /GETTING IT RIGHT/, реж . Рендел Клайзер 1988. АРТУР -2: НА МЕЛИ /ARTHUR 2: ON THE ROCKS/, реж . Бад Йоркин 1988. СВИДАНИЕ СО СМЕРТЬЮ / APPOINTMENT WITH DEATH /, реж. Майкл Уиннер 1986. ПРЕДАТЕЛЬ /WHISTLE BLOWER, THE/, реж . Саймон Лэнгтон 1985. БЕСПОКОЙНОЕ СЕРДЦЕ /PLENTY/, реж. Фред Скепси, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана 1984. ДАЛЕКИЕ КАЗАРМЫ / FAR PAVILIONS , THE /, ТВ, реж. Питер Даффелл 1984. ДАМА С КАМЕЛИЯМИ / CAMILLE /, ТВ, реж. Десмонд Дэвис 1984. ФРАНКЕНШТЕЙН / FRANKENSTEIN /, ТВ, реж. Джеймс Ормерод 1984. ХОЗЯИН БАЛЛАНТРЭ / MASTER OF BALLANTRAE , THE /, ТВ, Дуглас Хикокс 1983. АЛОЕ И ЧЕРНОЕ /SCARLET AND THE BLACK, THE/, реж . Джерри Лондон 1983. ВАГНЕР / WAGNER /, ТВ, реж. Тони Палмер 1983. ЗЛОДЕЙКА /WICKED LADY, THE/, реж . Майкл Уиннер 1982. ГАНДИ / GANDHI /, реж. Ричард Аттенборо 1982. ГОРБУН ИЗ НОТР - ДАМА /HUNCHBACK OF NOTRE DAME, THE/, ТВ , реж . Майкл Тачнер 1981. ВОЗВРАЩЕНИЕ В БРАЙДСХЕД / BRIDESHEAD REVISITED /, ТВ, реж. Чарльз Старридж, Майкл Линдсей-Хогг 1981. АРТУР / ARTHUR /, реж. Стив Гордон, премия «Оскар» и премия «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана 1981. ЛЕВ ПУСТЫНИ /LION OF THE DESERT/, реж . Мустафа Аккад 1981. ОГНЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ /CHARIOTS OF FIRE/, реж . Хью Хадсон 1980. ФОРМУЛА /FORMULA, THE/, реж . Джон Эвилдсен 1980. ЧЕЛОВЕК - СЛОН /ELEPHANT MAN, THE/, реж . Дэвид Линч 1979. КАЛИГУЛА / CALIGULA /, реж. Тинто Брасс 1977. ПРОВИДЕНИЕ / PROVIDENCE /, реж. Ален Рене 1974. УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ / MURDER ON THE ORIENT EXPRESS /, реж. Сидни Люмет, премия Британской киноакадемии BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана 1974. ХЭРРОУХАУЗ , 11 /11 HARROWHOUSE/, реж . Арам Авакян 1973. ПОТЕРЯННЫЙ ГОРИЗОНТ / LOST HORIZON /, реж. Чарльз Джеротт 1973. ФРАНКЕНШТЕЙН : ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ /FRANKENSTEIN: THE TRUE STORY/, ТВ , реж . Джек Смайт 1970. ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ /JULIUS CAESAR/, реж . Стюарт Берг 1969. О ! КАКАЯ МИЛАЯ ВОЙНА /OH! WHAT A LOVELY WAR/, реж . Ричард Аттенборо 1968. АТАКА ЛЕГКОЙ КАВАЛЕРИИ /CHARGE OF THE LIGHT BRIGADE, THE/, реж . Тони Ричардсон 1965. ПОЛУНОЧНЫЕ КОЛОКОЛА /CAMPANADAS A MEDIANOCHE/, реж . Орсон Уэллс 1964. БЕКЕТ / BECKET /, реж. Питер Гленвилл, номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана 1956. ВОКРУГ СВЕТА ЗА 80 ДНЕЙ /AROUND THE WORLD IN EIGHTY DAYS/, реж . Майкл Андерсон 1955. РИЧАРД III / RICHARD III /, реж. Лоуренс Оливье 1954. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА /ROMEO AND JULIE/, реж . Ренато Кастеллани 1953. ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ /JULIUS CAESAR/, реж . Джозеф. Л. Манкевич, премия Британской киноакадемии BAFTA лучшему британскому актеру 1936. СЕКРЕТНЫЙ АГЕНТ / SECRET AGENT /, реж. Альфред Хичкок
|