Бертран Блие – один из самых интересных режиссеров современного мирового кино, создавший свой индивидуальный авторский стиль. Его часто называют режиссером-провокатором, мастером эпатажа, «легализовавшим» многие, прежде запретные, темы. Всё так. Но главные особенности его кинематографа – это внутренняя свобода, отсутствие штампов, безбрежная фантазия, умение взглянуть на банальные ситуации с неожиданной стороны, настоящее жизнелюбие и прекрасное чувство юмора («Режиссура – это вечная игра, вечная забава»). Большинство из этих качеств досталось ему по наследству – от отца, замечательного артиста Бернара Блие. Бертран вырос за кулисами театра, и на съемочную площадку его привел тоже отец, пристроив ассистентом режиссера на фильм Патриса Леконта. Бертран Блие признавался, что, работая на площадке с актерами, он как будто слышит отца: «Разве они не прекрасны? Скажи им, чтобы держались естественно, чтобы поверили в себя и произнесли свой текст. Вот и все, что от них требуется». Любовь к отцу он перенес на всех людей этой профессии и в 2000-м поставил очаровательную картину «Актеры» с участие всех французских знаменитостей. Он был счастлив, когда, снимая в начале 70-х прославивших его «Вальсирующих», понял, что нашел «своих» в Жераре Депардье, Патрике Деваэре, Миу-Миу. И даже планировал, что так и будет работать с ними всю жизнь – то по отдельности, то со всеми вместе. Нежное отношение к этим актерам не мешает ему постоянно язвить в адрес Депардье и горько шутить о пристрастии Деваэра (покончившего жизнь самоубийством) к огнестрельному оружию. Одним словом, он очень «актерский» режиссер. В его фильмах нет спецэффектов, массовых сцен и трюков. Он, блестящий писатель и сценарист, силен в другом – в создании увлекательных сюжетов, «вкусных» диалогов, нестандартных персонажей, в органичном сочетании смешного и грустного, эксцентрики и психологической глубины. Для актеров он создает роли-подарки. Анук Гринберг стала знаменитостью, снявшись в трех его фильмах. Жозиан Баласко в «Слишком красивой для тебя» сыграла свою лучшую роль – нелепой секретарши, которую страстно полюбил ее начальник, забыв о своей жене, красавице-аристократке. Блие и Баласко не только коллеги, но и большие друзья. В 1986-м он поставил одну из самых скандальных своих картин «Вечернее платье». В ней Депардье разбивал семью Мишеля Блана и Миу-Миу. Но уводил не жену, а мужа. Спустя десять лет Баласко «ответила» «Французским твистом», в котором сама же в облике лесбиянки соблазняла Викторию Абриль, «жену» Алена Шаба. Его любимые классические ленты: «Будю, спасенный из воды» Жана Ренуара и «Печать зла» Орсона Уэллса, «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля и «Париж, Техас» Вима Вендерса. О картине «Хиросима, любовь моя!» Алена Рене Блие сказал: «Такие фильмы порождают желание делать кино». «Хиросима» вышла в 1959-м, а в 1963-м Блие снял свой дебют – документальную ленту «Гитлер? Не знаю такого». Из современных коллег-режиссеров он любит Дэвида Линча, Педро Альмодовара и Вонга Карвая. Приехав в 2005 году на Московский МКФ с картиной «Сколько ты стоишь?», он абсолютно в своем стиле «завзятого провокатора» сообщил журналистам «по секрету», что настолько преклоняется перед Карваем, что скопировал у него несколько планов. Избранная фильмография режиссера: 2010. КУСОЧКИ ЛЬДА /LE BRUIT DES GLAÇONS/ 2005. СКОЛЬКО ТЫ СТОИШЬ? /COMBIEN TU M'AIMES?/, приз «Серебряный Св. Георгий» за режиссуру на МКФ в Москве 2003. ОТБИВНЫЕ /LES CÔTELETTES/ 2000. АКТЕРЫ /ACTEURS, LES/ 1995. МОЙ МУЖЧИНА /MON HOMME/ 1993. РАЗ, ДВА, ТРИ... ЗАМРИ! / UN , DEUX , TROIS , SOLEIL /, номинация на премию César за лучшую режиссуру, Гран-при Европейской киноакадемии на МКФ в Венеции 1991. ПРОТИВ ЗАБВЕНИЯ /CONTRE L'OUBLI/ 1991. СПАСИБО, ЖИЗНЬ / MERCI LA VIE /, номинации на премию César за лучший фильм, режиссуру и сценарий 1989. СЛИШКОМ КРАСИВАЯ ДЛЯ ТЕБЯ /TROP BELLE POUR TOI/, премия César за лучший фильм, режиссуру и сценарий, Гран-при жюри на МКФ в Канне 1986. ВЕЧЕРНЕЕ ПЛАТЬЕ / TENUE DE SOIREE /, номинации на премию César за лучший фильм, режиссуру и сценарий 1984. НАША ИСТОРИЯ / NOTRE HISTOIRE /, премия César за лучший сценарий 1983. ЖЕНЩИНА МОЕГО ДРУГА / LA FEMME DE MON POTE / 1981. ОТЧИМ / BEAU - P È RE / 1979. ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ / BUFFET FROID /, премия César за лучший сценарий 1978. ПРИГОТОВЬТЕ ВАШИ НОСОВЫЕ ПЛАТКИ / PREPAREZ VOS MOUCHOIRS /, премия «Оскар» и номинация на премию «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм 1975. ПОКОЙ /CALMOS/ 1974. ВАЛЬСИРУЮЩИЕ / VALSEUESES , LES / 1967. ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ШПИОНОМ / SI J 'É TAIS UN ESPION / 1966. ГРИМАСА /GRIMACE, LA/ 1963. ГИТЛЕР? НЕ ЗНАЮ ТАКОГО /HITLER, CONNAIS PAS/, док.
|