Николас Роуг киноуниверситетов не заканчивал, но ко времени своего режиссерского дебюта уже более 20 лет трудился на съемочной площадке («Просто счастье, что я никогда не ходил в киношколу, а научился всему самостоятельно, методом проб и ошибок»). В 1947-м он поступил в лондонский филиал киностудии MGM . Был монтажером, ассистентом, много лет – на разных должностях в операторской группе. Дорос до оператора-постановщика. Работал с Роджером Корманом («Маска красной смерти»), Франсуа Трюффо («451 по Фаренгейту»), Ричардом Лестером («Петулия»), Джоном Шлезингером («Вдали от безумной толпы»). Снял несколько сцен в «Докторе Живаго» Дэвида Лина. Дважды номинировался на премию Британской киноакадемии. Наконец, в 1968-м поставил свой первый фильм как режиссер (в соавторстве с Дональдом Каммелом), «Представление». Как многие дебютанты, они показали все, на что способны: главным героем у них был рок-идол-скандалист Мик Джаггер, плюс много секса и насилия, и вдобавок – размышления о смысле бытия. Руководство Warner Bros опешило от такого произведения и продержало его на полке два года. Роуг уехал в Австралию, снял там один, ни чем не выдающийся фильм (как режиссер и оператор), и вернулся на родину. «А теперь не смотри» – его следующая работа – один из самых сильных мистических триллеров в истории кино. Его невероятное воздействие на зрителей во многом определяется тщательно продуманным, оригинальным, выразительным визуальным рядом. Собственно, это и стало особенностью стиля Роуга-режиссера – для него изображение гораздо важнее, чем действие и слова («Кино – это все-таки не книга, и не театр»). Когда, позднее, режиссера упрекали, что не всегда понятно содержание его фильмов, он отвечал: «Мое кино – не газета «Правда», в которой людей учили, как и что думать. Зрители должны воспринимать фильмы, в первую очередь, эмоционально». Интересно, что Роуг, режиссер, делающий ставку на изображение, будучи оператором самого высокого класса, после «А теперь не смотри» к камере не подходил, доверяя эту главную в его фильмах работу другим. («Не понимаю, как можно стать режиссером, не зная операторского искусства. Когда я сел в режиссерское кресло, я был очень доволен, что не являюсь заложником оператора. Я знаю, что он делает, и мы можем на равных обсудить, как должен выглядеть тот или иной эпизод».) Его самые знаменитые ленты – фантастическая мелодрама, ставшая культовой, «Человек, который упал на Землю» с Дэвидом Боуи в главной роли, психопатологическая драма «Не вовремя», ироническая комедия «Ничтожество». В последующие годы подобных успехов у Роуга не было. Игры с формой привели к претенциозности, а смелость и откровенность ранних работ сменились на заурядные эротически-пикантные истории («Холодный рай», «Полный массаж тела»). Роуг был трижды женат. Второй женой режиссера была известная актриса Тереза Расселл, сыгравшая во многих его фильмах. Избранная фильмография: Режиссер 1996. САМСОН И ДАЛИЛА / SAMSON AND DELILAH /, ТВ 1995. ОТЕЛЬ «ПАРАДИЗ» / HOTEL PARADISE / 1995. ПОЛНЫЙ МАССАЖ ТЕЛА /FULL BODY MASSAGE/, ТВ 1995. ДВЕ СМЕРТИ /TWO DEATHS/ 1993. ДУХ ТЬМЫ /HEART OF DARKNESS/, ТВ 1992. ХОЛОДНЫЙ РАЙ /COLD HEAVEN/ 1989. ВЕДЬМЫ /WITCHES, THE/ 1989. СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ /SWEET BIRD OF YOUTH/, ТВ 1988. ТРЕК 29 /TRACK 29/ 1987. АРИЯ /ARIA, segment UN BALLO IN MASCHERA/ 1987. ОТВЕРЖЕННЫЙ /CASTAWAY/ 1985. НИЧТОЖЕСТВО / INSIGNIFICANCE /, приз технического жюри на МКФ в Канне 1982. ЭВРИКА ! /EUREKA/ 1980. НЕ ВОВРЕМЯ: ЧУВСТВЕННАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ / НЕТЕРПЕНИЕ ЧУВСТВ / BAD TIMING : A SENSUAL OBSESSION /, приз зрителей на МКФ в Торонто 1976. ЧЕЛОВЕК , КОТОРЫЙ УПАЛ НА ЗЕМЛЮ /MAN WHO FELL TO EARTH, THE/ 1973. А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ /DON'T LOOK NOW/, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую режиссуру 1971. БРОДЯЖНИЧЕСТВО /WALKABOUT/ 1970. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / PERFORMANCE / Оператор 1971. БРОДЯЖНИЧЕСТВО /WALKABOUT/, реж. Николас Роуг 1967. ВДАЛИ ОТ БЕЗУМНОЙ ТОЛПЫ / FAR FROM THE MADDING CROWD /, реж. Джон Шлезингер, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую операторскую работу 1967. ПЕТУЛИЯ /PETULIA/, реж. Ричард Лестер 1966. 451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ / FAHRENHEIT 451/, реж. Франсуа Трюффо 1965. ДОКТОР ЖИВАГО / DOCTOR ZHIVAGO /, реж. Дэвид Лин 1964. ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ /NOTHING BUT THE BEST/, реж . Клайв Доннер, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA за лучшую операторскую работу 1964. МАСКА КРАСНОЙ СМЕРТИ /MASQUE OF THE RED DEATH, THE/, реж . Роджер Корман
|