Один из лучших режиссеров XX века Микеланджело
Антониони в юности изучал экономику в университете Болоньи. Тогда же начал
писать критические статьи о кино и театре в местной газете. Позднее стал автором
римского журнала «Чинема», редактором которого был сын Бенито Муссолини. В
начале сороковых, после окончания киношколы, Антониони писал сценарии и работал
ассистентом режиссера, в частности у Роберто Росселлини.
В период неореализма он снял
несколько документальных фильмов, а в 1950 году 38-летний режиссер дебютировал
в игровом кино – криминальной мелодрамой «История одной любви». В отличие от
неореалистов Антониони снимал в своих фильмах профессиональных актеров и делал
упор не на социальный комментарий, а на психологический анализ. Международную
известность режиссер получил спустя десять лет: «Приключение», сценарий к
которому Антониони написал совместно с Тонино Гуэррой, наградили призом жюри на
МКФ в Канне, а два года спустя фильм был назван вторым в списке десяти лучших
картин за всю историю кино по опросу британского журнала «Sight and Sound».
«Приключение» и последовавшие «Ночь»
и «Затмение», в которых главные роли великолепно сыграла тогдашняя спутница
режиссера Моника Витти, составили так называемую трилогию отчуждения. По смыслу
и стилю к ним примыкает и «Красная пустыня» (1964), первый цветной фильм
режиссера. В 1966-м в Великобритании на основе рассказа Хулио Кортасара он
создал свой самый успешный (и у зрителей, и у критиков) фильм «Фотоувеличение».
Затем отправился в Штаты, где снял «Забриски Пойнт», а в 1975-м поставил «Профессию:
репортер» с Джеком Николсоном и Марией Шнайдер в главных ролях.
В восьмидесятые Антониони снял
только два полнометражных фильма – «Тайну Обервальда», где после долгого
перерыва вновь появилась Моника Витти, и «Идентификацию женщины». В 1985-м он
пережил инфаркт, был частично парализован и потерял способность говорить. Но
продолжал работать – с помощью последней жены Энрике Фико. А последний фильм –
«За облаками» – Антониони поставил в соавторстве с выдающимся немецким
режиссером Вимом Вендерсом.
В 1995-м итальянский классик был
награжден почетной премией «Оскар».
Избранная фильмография режиссера:
2004. ЭРОС /EROS, segment THE DANGEROUS THREAD OF THINGS/,
с Вонгом Карваем и Стивеном Содербергом
1995. ЗА ОБЛАКАМИ /AL DI LÀ DELLE NUVOLE/, с Вимом Вендерсом, приз
FIPRESCI Венецианского МКФ
1982. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ /IDENTIFICAZIONE
DI UNA DONNA/, почетный приз Каннского МКФ
1981. ТАЙНА ОБЕРВАЛЬДА /IL MISTERO DI OBERWALD/
1975. ПРОФЕССИЯ: РЕПОРТЕР /PROFESSIONE: REPORTER/
1970. ЗАБРИСКИ ПОЙНТ /ZABRISKIE
POINT/
1966. ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ /BLOWUP/,
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ, номинации на премию «Оскар» за
режиссуру и сценарий, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA в
категории «Лучший британский фильм»
1964. КРАСНАЯ ПУСТЫНЯ /IL DESSERTO
ROSSO/, прз «Золотой лев» и приз FIPRESCI Венецианского МКФ
1962. ЗАТМЕНИЕ /L'ECLISSE/, специальный
приз жюри Каннского МКФ
1961. НОЧЬ /LA NOTTE/, приз «Золотой
медведь» и приз FIPRESCI
Берлинского МКФ
1960. ПРИКЛЮЧЕНИЕ /L'AVVENTURA/,
приз жюри Каннского МКФ, номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA в
категории «Лучший зарубежный фильм»
1957. КРИК/ IL GRIDO/
1955. ПОДРУГИ /LE AMICHE/, приз «Золотой
лев» Венецианского МКФ
1953. ДАМА БЕЗ КАМЕЛИЙ /LA SIGNORA SENZA
CAMELIE/
1950. ХРОНИКА ОДНОЙ ЛЮБВИ
/CRONACA DI UN AMORE/
|