КИНОПРОКАТ
Планетариум
Planetarium



год 2016
страна США – Франция
режиссер Ребекка Злотовски
актеры Натали Портман, Лили-Роуз Мелоди Депп, Луи Гаррель
сценарий Ребекка Злотовски и Робин Кампилло
продюсер Фредерик Жюв
премьера в России 01.12.16

     скачать пресс-релиз




СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

НАТАЛИ ПОРТМАН и ЛИЛИ-РОУЗ ДЕПП
в фильме
РЕБЕККИ ЗЛОТОВСКИ

«ПЛАНЕТАРИУМ»
«Planetarium»


Франция, 2016, триллер, 105 мин.

Венецианский кинофестиваль – внеконкурсная программа

Натали Портман, обладательница премии «Оскар» («Черный лебедь»), и Лили-Роуз Депп, дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради, юная актриса и модель, новое лицо Chanel, в фильме, заставляющем вспомнить классические триллеры Хичкока – «Головокружение» и «Ребекка». В нем пересекаются мир кино и мир спиритизма, сны и кошмары, свет и тени, прошлое и предвидение будущего.

Париж 30-х годов XX века, город декаданса и роскоши. Красавицы американки, сестры Лора и Кейт Барлоу, приезжают туда, чтобы провести спиритические сеансы. Знаменитый кинопродюсер Андрэ Корбен решает, что с их помощью ему удастся поправить пошатнувшиеся дела. Показ «оживших» духов на большом экране принесет ему новую славу и богатство. Лора будет главной звездой его будущего блокбастера. Но что если сестры – вовсе не медиумы, не посредники между миром живых и миром мертвых, а обычные шарлатанки. Похоже, месье Корбена это совсем не волнует, он зачарован божественной красотой Лоры и необъяснимыми талантами Кейт…



РЕБЕККА ЗЛОТОВСКИ: Атмосфера 30-х напоминает нынешнюю…

Как появилась идея фильма?

Всегда очень трудно ответить на этот вопрос, не вдаваясь подробно во все главные сти­мулы, которые приводят к тому, что ты несколько лет живешь одним проектом.

Среди прочего, меня заинтересовала судьба трех сестер Фокс, американок-медиумов, которые жили в конце XIX века. Они сыграли огромную роль в распространении спири­тизма, имели огромный успех и по­родили учение, у которого появились сотни тысяч последователей во всем мире, в том числе в европейских ин­теллектуальных кругах. Один эпизод из их жизни особенно понравился мне: богатый банкир нанял одну из сестер воплотить дух его покойной жены. Это была история абсолютно в духе Хичкока.

Но ваш герой не финансист, а кинема­тографист. Почему?

Я хотела сделать французский фильм, на моем языке. Поэтому придумала европейский тур сестер и «оставила» только двух. Банкир превратился в продюсера, потому что соче­тание мира спиритизма с кино вызывает гораздо более сильный резонанс, чем с миром финансов. Привидения, призраки, спиритические сеансы...

Кто из реальных людей стоит за этим персонажем? Продюсер Бернар Натан, которого французские власти сдали нацистам в 1942 году?

Точно. Мне не надо было далеко ходить за этим персонажем. Он уже существовал. Бер­нард Натан был богатым кинопродюсером румынского происхождения, натурализован­ным гражданином Франции, награжденным французским крестом «За боевые заслуги» и начинавшим когда-то с нуля. Он приобрел Pathé Cinéma в 1929 году, а позднее стал жерт­вой антисемитизма – лишен всего, включая французское гражданство, и во время войны отправлен в Освенцим. Своего рода «дело Дрейфуса» в кино.

В свое время он купил помещение и создал кинопавильоны в здании на улице Франкер – теперь здесь киношкола La Fémis, в которой я училась четыре года. Но никакого упо­минания его имени, даже намека, там нет. Практически никто и имени его не знает. А он, между прочим, продюсировал французские фильмы в самое плодотворное десятилетие, внедрил звуковое кино. Мне хотелось рассказать о его трагической судьбе, но не в форме байопика. В моем фильме все или почти все выдумано. Я придумала эту встречу сестер Фокс с Бернардом Натаном, переименовав их в Барлоу и Корбена.

Как в числе актеров появилась Натали Портман?

Почти сразу. Мы познакомились десять лет назад, практически в тот день, когда я узнала, что получила грант от CNC на мой первый полнометражный фильм. Конечно, я всегда мечтала с ней поработать, но не хотела снимать американский фильм. Когда я узнала, что она собирается пожить некоторое время во Франции, решила сделать все возможное

для совместного проекта. Предложила ей роль. Она согласилась с такой поразительной легкостью, которой не ждешь от звезды ее уровня. Хотя даже сценарий еще не был за­кончен. Сегодня я понимаю, насколько мне повезло.

Вам что-то пришлось менять в проекте из-за того, что в нем участвует такая звезда?

Мне всегда нравилось работать с профессионалами, и я всегда выбирала звезд – Леа Сейду, Тахар Рахим, Оливье Гурме… В этом смысле для меня не было ничего нового. Но участие американской звезды во французском проекте – это особые обязательства. И естественные вопросы: на каком языке будет фильм? что это означает для французской публики? для французских спонсоров? для других актеров?

Когда Портман согласилась сниматься, это повлияло и на выбор актерского состава, и на отношение людей к фильму. Ее игра экспрессивна, она может изобразить любую эмоцию – это сильно отличается от французской актерской школы. Во Франции, где артхаусное кино построено на внутреннем состоянии, есть некоторое недоверие к ортодоксально­му американскому стилю игры (когда актеры демонстрируют «мюзик-холльный» диапа­зон). А для меня здесь нет ни противоречий, ни противоборства. Эти два стиля вполне могут дополнять друг друга.

Согласие Портман что-то изменило в вашем представлении о героине?

Натали – сильная личность, ее судьба в ее собственных руках, а это ценнейшее качество для характера Лоры. Я редко вижу в героинях те свойства, которыми восхищаюсь: сила воли, ненаигранность, готовность совершать поступки, амбиции, воплощающиеся не в умении обольщать, а в интеллекте, уме, умении адекватно вести себя в любых обстоя­тельствах.

Кроме того, большая американская звезда нужна была для особого разговора о Европе – о космополитичном Париже, где в предвоенный период перемешались интеллектуалы со всей Европы. Наши первые разговоры с Портман совпали с волной терактов в 2015 году, и я как бы посмотрела на Францию и Европу глазами иностранца.

Вы считаете, что есть сходство между тридцатыми годами прошлого века и сегодняш­ним днем?


Проводить параллели между этими периодами было бы наивностью и неточностью, тем более что я не экономист и не историк. Но есть общее в плане атмосферы, нашего пред­чувствия чего-то страшного, ощущения, что катастрофа рядом.

Что вы думаете об Эммануэле Салингере?

Он попал в проект быстро, но окольным путем. Все началось с глаз Петера Лорре в филь­ме Фрица Ланга «М». Мне кажется, и у Лорре, и у Салингера абсолютно нереальные глаза. Они все время «сопровождали» меня, пока фильм существовал еще только в моем вооб­ражении. Эммануэль уже на первой пробе убедил меня окончательно. Он был первым из актеров, кого мы утвердили.

И вот, когда появилась Лили-Роуз Депп...

Эта роль была чрезвычайно важной, одной из трех главных. Мне нужна была не просто сестра для Натали Портман, а молодая актриса, способная сыграть состояние транса и общения с фантомами так, чтобы мы в это поверили. И, конечно, было важно, чтоб англо­говорящая актриса легко переключалась на французский.

Натали прислала мне ее фото, сказав, что удивлена сходством между нею и Лили-Роуз. Мне всё в ней понравилось. Важно было, что Натали ее выбрала и сразу взяла под свое крыло. Они же должны были играть сестер. Хотя Лили-Роуз совсем юная девушка с не­большим опытом, ее имя вызывает интерес и любопытство.

В итоге, все сошлось – в фильме получился сбалансированный актерский треугольник.

Как вы встретились с Депп?

Быстро и просто, «по-французски» – без десятков посредников. Она только что закончи­ла сниматься в одном фильме и жила в Лос-Анджелесе. Мне было важно провести пробы сначала с ней одной, потом вдвоем с Натали, чтобы увидеть, получатся ли из них сестры.


Она прошла кастинг, как только вошла в комнату. Мы гуляли с ней, болтали о кино, о ее стремлениях, потом – попробовали несколько сцен, на обоих языках. Лили-Роуз – чело­век двух культур, двух языков, двух интеллектов, живущий на двух континентах.

Мне хотелось, чтобы Кейт была девушкой волевой, сильной, умеющей выживать в труд­ных ситуациях, с одной стороны – в таком юной возрасте знающей, что такое алкоголь, с другой – умеющей радоваться и восхищаться как ребенок.

Лили-Роуз очень молодая, хрупкая актриса и очень выразительная, словно из эпохи не­мого кино. Просто Лилиан Гиш. Поэтому в ней ничего не понадобилось менять, даже при­ческу, только переодеть в наряды того времени…

В вашем фильме переплетено много разных тем: спиритизм, взаимоотношения сестер, семья, рост экстремизма и нацизма в Европе, кинематограф 30-х… Как вам удалось свя­зать их и умышленно открыть сразу столько дверей?

Я воспринимаю это как комплимент. Соединить и изобразить сложность и неоднознач­ность придуманного тобой мира, уместив это в два часа – непростая задача. Мы с Ро­бином Кампилло не следовали учебникам для сценаристов, а исследовали это много­образие, работая над фильмом. Мы хотели, чтобы каждая сцена читалась на нескольких уровнях – рациональном, поэтическом, политическом, и чтобы получился эстетичный, красивый и «литературный» фильм.


НАТАЛИ ПОРТМАН: Сыграть во французском фильме – чудесный вызов


Я давно хотела поработать с Ребеккой. Мы знакомы с ней с того времени, когда она только начинала снимать свой первый фильм. Очень интересно было наблюдать, как она становится режиссером. Два предыдущих фильма Ребекки мне очень понравились.
В тот период моей жизнь, когда я имела счастье жить в Париже, Ребекка предложила мне эту невероятную роль в сумасшедшем сценарии. Сыграть во французском фильме… Это был чудесный вызов, и я его с энтузиазмом приняла.
На съемочной площадке Ребекка – настоящий лидер команды, все находятся под воздействием ее энергии и видения. Она – сильная личность, и всегда знает, чего хочет. Она стремилась к тому, чтобы мы чувствовали себя единой семьей – а это идеальный вариант в нашей профессии. И очень важный, поскольку французские правила в области кино очень отличаются от американских. Здесь съемочный день почти в два раза короче! Это означало, что у меня шла нормальная семейная жизнь во время съемок, что большая редкость для Штатов. С другой стороны, там, где в Штатах снимается десять дублей, во Франции можно только два! Ребекка была обязана знать точно, чего хочет, чтобы мы могли быстро двигаться вперед.
Это правда, что фотографию Лили-Роуз Депп Ребекке выслала я, когда она искала актрису на роль Кейт. Когда я сама увидела ее фото, подумала, что в наше «родство» вполне можно поверить. Лили-Роуз очень талантлива, мне особенно нравится, как она играет страх «встречи» с призраками.
Готовый фильм произвел на меня сильное впечатление. Эта удивительная, безрассудная идея о том, что мы можем продолжать общение с прошлым, можем разговаривать с мертвыми…




ЛИЛИ-РОУЗ ДЕПП: Моя первая настоящая роль

Причины, по которым я захотела сниматься в «Планетариуме», – сценарий, моя встреча с Ребеккой Злотовски и героиня, показавшаяся мне близкой.
Мне впервые пришлось читать французский сценарий. Я училась в английской школе, поэтому для меня французская литература как «вторая культура», которая мне очень нра­вится. Меня соблазнила идея сняться в «очень французском» фильме в сравнении с хо­рошо известным мне американским кино. Мне хотелось поработать во Франции и начать там с красивого фильма. Когда я прочитала сценарий, поняла, что нашла именно такой.
Мы встретились с Ребеккой, выпили кофе и пошли гулять. Ее идеи о проекте и персонаже были абсолютно ясными. Она меня сразу убедила.
Образ Кейт тронул меня, поскольку во мне есть многие похожие черты. Во мне тоже есть веселая, солнечная сторона, а есть закрытая, робкая. Я живу в собственном мире. Кейт не совсем земная девушка, иногда кажется, что она парит между жизнью и смертью. Мне очень захотелось сыграть медиума. Я не рациональный человек, и мне нравится мысль о том, что души умерших людей остаются с нами.
Работать с Натали и Эммануэлем было настоящим счастьем. У Натали невероятная ка­рьера, я видела большинство ее фильмов. Мне говорили, что между нами есть сходство. Узнав, что именно Натали сказала обо мне Ребекке, я была тронута. Когда сегодня вижу наших героинь на экране, для меня очевидно, что они сестры.
На съемках мне понравилось, как Ребекка работает, ее уверенность, перфекционизм, точ­ность. Это парадокс, история в фильме – печальная, а съемки были радостными. Правда, меня очень пугали сцены, где я должна была плакать. Приходилось прикладывать все силы, чтобы войти в эмоциональное состояние героини, ну и немного смотреть на солн­це (смеется) – и слезы лились рекой, я остановиться не могла! Мне понравилось это по­граничное состояние. Мне не хотелось использовать специальные капли, хотелось по­чувствовать все внутри. А самый веселый эпизод – ночной снегопад. Эммануэль посадил меня на свои плечи, Натали дала шампанское… Я повредила ногу, но, несмотря на кровь и холод, мне не хотелось, чтобы съемка останавливалась.
В конце концов, это моя первая настоящая роль в кино. Я думаю, это большая удача – играть в таком фильме, с Натали и Эммануэлем. И с Ребеккой.


АКТЕРЫ

НАТАЛИ ПОРТМАН /Natalie Portman/ – Лора
Родилась 9 июня 1981 года в Иерусалиме. Обладательница премии «Оскар» («Черный лебедь»). Также снималась в фильмах: «Леон», «Схватка», «Марс атакует», «Звездные войны», «Холодная гора», «Близость», «Призраки Гойи», «Еще одна из рода Болейн», «Джеки».

ЛИЛИ-РОУЗ ДЕПП /Lily-Rose Depp/ – Кейт
Родилась 27 мая 1999 года в Париже. Дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради. Лицо Chanel. Снималась в фильмах «Йоганутые», «Танцовщица».

ЭММАНУЭЛЬ САЛИНГЕР /Emmanuel Salinger/ – Андрэ
Родился 6 мая 1964 года в Блуа. Снимался в фильмах «Я объявляю войну», «Чувство тела», «Большая жизнь», «Ключ», «Тройной агент», «Королева Марго», «Забудь меня».

ЛУИ ГАРРЕЛЬ /Louis Garrel/ – Фернан
Родился 14 июня 1983 года в Париже. Снимался в фильмах «Мечтатели», «Постоянные любовники» (премия «Сезар»), «Все песни только о любви», «Воображаемая любовь», «Возлюбленные», «Замок в Италии», «Ревность», «Сен Лоран. Стиль – это я», «Мой король», «Друзья», «Иллюзия любви».




СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

РЕБЕККА ЗЛОТОВСКИ /Rebecca Zlotowski/ – автор сценария и режиссер
Родилась 21 апреля 1980 года в Париже. Окончила одно из самых престижных учебных заведений Франции – École normale supérieure – по специальности «французский язык и литература» и киношколу La Fémis. Режиссер фильмов «Прекрасная заноза» (премия имени Луи Деллюка в программе «Неделя критики» на Каннском МКФ), «Гранд Централ. Любовь на атомы» (приз имени Франсуа Шале в программе «Особый взгляд» на Каннском МКФ).

РОБИН КАМПИЛЛО /Robin Campillo/ – автор сценария
Автор сценария и режиссер фильма «Мальчики с Востока» (приз в программе «Венецианские горизонты» на МКФ в Венеции, номинации на премию «Сезар» – «Лучший фильм», «Лучший режиссер»). Автор сценария фильмов «Класс» (премия «Сезар»), «На юг», «Тайм аут».

ЖОРЖ ЛЕШАПТУА /Georges Lechaptois/ – оператор
Оператор фильмов «Телохранитель» (2015), «Правила жизни французского парня», «Гранд Централ. Любовь на атомы», «Американо», «Прекрасная заноза», «История Джен».

РОБИН КУДЕР /Robin Coudert/ – композитор
Написал музыку для фильмов «Роковое влечение», «Сделано во Франции», «Каждая секретная вещь», «Гранд Централ. Любовь на атомы», «Любовь на кончиках пальцев», «Маньяк», «Прекрасная заноза».

КАТЯ ВЫШКОП /Katia Wyszkop/ – художник-постановщик
Принимала участие в создании фильмов «Париж это праздник», «Дневник горничной» (2015), «Сен Лоран. Стиль – это я», «Молода и прекрасна», «Прощай, моя королева», «Запретный дом», «Отчаянная домохозяйка», «Преступление из-за любви», «Ангел», «Время прощания», «Школа плоти».