КИНОПРОКАТ
В тихом омуте
Ma Loute



год 2016
страна Франция
режиссер Брюно Дюмон
актеры Жюльет Бинош, Валерия Бруни-Тедески, Фабрис Лукини
сценарий Брюно Дюмон
продюсеры Рашид Бушареб, Жан Бреа, Мюриэль Мерлин
оператор Гийом Дефонтен
премьера в России 07.07.16

     скачать пресс-релиз




СИНЕМА ПРЕСТИЖ

представляет

ЖЮЛЬЕТ БИНОШ, ВАЛЕРИЯ БРУНИ-ТЕДЕСКИ и ФАБРИС ЛУКИНИ

фильм
БРЮНО ДЮМОНА

«В ТИХОМ ОМУТЕ»
«Ma Loute»


Франция, 2016, комедия, 122 мин.

Каннский кинофестиваль 2016 года – участие в конкурсной программе

Добро пожаловать в мир абсолютной фантасмагории, в самую безумную комедию-буфф в истории французского кино, созданную Брюно Дюмоном, обладателем двух Больших призов жюри и «Золотой камеры» Каннского фестиваля. Его предыдущий фильм – четырехсерийный комедийный детектив «Малыш Кенкен» – признан лучшим французским фильмом года по версии журнала «Кайе дю синема».

Лето 1910 года. Один за другим исчезают туристы, забредающие в тихую бухту, где живут Брефоры – дебильноватая полунищая семейка собирателей мидий. Неподалеку в собственном особняке каждое лето проводят ван Петегемы, буржуа с претензией на декаданс, но с явными признаками психических отклонений у всех членов семьи, за исключением красавицы Билли. Да и с ней, собственно, что-то не так. Семейки явно недолюбливают друг друга, но юные Бебе Брефор и Билли ван Петегем внезапно ощущают влечение друг к другу. История усугубляется тем, что Брефоры – каннибалы, втихую поедающие одиноких путников (на одних мидиях долго не протянешь), а ван Петегемы – просто идиоты! Свою долю хаоса добавляют придурковатые инспекторы Машан и Малфой, прибывшие расследовать таинственные исчезновения.



БРЮНО ДЮМОН: ВСЁ НАЧАЛОСЬ СО СТАРЫХ ОТКРЫТОК

После «Малыша Кенкена»
Я давно хотел сделать комедию, правда, не определившись в каком ключе. Но эту идею пришлось отложить на долгое время, за которое я снял несколько фильмов в других жанрах. Затем канал Arte предложил мне снять мини-сериал. Они предоставили мне возможность делать то, что я хочу. Я снял детектив, в некотором смысле экспериментальный. Чувствуя, что сюжет может взбодрить юмор, использовал то, что умею делать – добавил бурлеска и гротеска. Успех «Малыша Кенкена» придал мне уверенности, и я решил продолжить в том же духе, только использовав изобразительные и прочие преимущества большого экрана. Я хотел, чтобы фильм «В тихом омуте» получился «кинематографичным», очень смешным, далеким от натурализма, который от меня ждут.

Отправная точка
Я искал смешную историю, которая могла бы происходить на Атлантическом побережье – в месте, где я живу и которое хорошо знаю. Однажды мне попались на глаза старые открытки, начала XX века, на которых были изображены люди, перевозившие отдыхающих буржуа с одного берега реки на другой. Это и стало отправной точкой фильма. Отсюда «пошли», с одной стороны, Брефоры, с другой – ван Петегемы, а также любовная история и загадочные исчезновения. Когда я писал сценарий для «Кенкена», то не был уверен, получится ли это действительно смешно, а здесь сознательно делал акцент на комическом. Структура комедии особая, она предполагает «мгновенную эффективность», и этим отличается от драмы. Поэтому снимать комедию гораздо сложнее.

Время действия
История разворачивается в течение лета 1910 года. С позиции сегодняшнего дня мы понимаем, что такое начало XX века – развитие капитализма, классовое противостояние. И знаем, что этот мир вскоре станет с ног на голову – вспыхнет Первая мировая война. Впервые мне пришлось создавать ландшафт, который давно исчез (те самые открытки мне очень помогли). Когда работа над сценарием уже шла полным ходом, я всё думал, что же может стать наглядным символом безумия того времени. И, наконец, вспомнил про поместье Typhonium в Виссане, построенное в неоегипетском стиле. Это воплощенное безумие. Его я и держал в голове, пока придумывал историю. Владельцы поместья не очень-то обрадовались нашей просьбе пустить к себе на съемки. Но через год все-таки согласились. Там мы снимали только снаружи дома, а интерьеры – в другом поместье, не менее причудливом.

Свет прошлого
Съемка на «цифру» предоставляет больше возможностей, чем 35мм, но не обязательно в создании фильма о прошлом. У сегодняшних зрителей есть сложившийся образ ушедшей эпохи, и вы этого не можете не учитывать – они должны поверить в то, что увидят на экране. Я хотел найти те цвета и ту теплоту, которые создали бы образ времени, и, в первую очередь, подумал об автохромных фотографиях братьев Люмьер, но в то же время важно было не скатиться в стилизацию. Это вопрос баланса между прошлым и настоящим. «Цифровая» гиперчеткость изображения в некоторой степени делает историю из прошлого – современной.

Корни бурлеска
Моим главным эталоном в кино был Макс Линдер, комик с внешностью буржуа, слегка нелепый. Я также пересмотрел фильмы Лорела и Харди – мне нравится их головотяпство и путаница ситуаций, в которые они попадают. Дуэт – инспектор Машан и его помощник – сделан в том же ключе: малыш и толстяк, одежда – черные костюмы и котелки, и, наконец, Машан, который все время падает, скатывается по наклонной плоскости и даже летает по воздуху. Да и все персонажи постоянно спотыкаются, падают, скачут и даже парят над землей, как Валерия Бруни-Тедески.

Особая романтика
В первоначальном варианте сценария герой влюблялся в девушку. Но потом я подумал, что это банально. Мне всегда интересно делать то, что еще не приходилось, поэтому придумал эту романтическую мистификацию. Это ведь не гомосексуальная любовная история. Герой же искренне считает, что Билли – девушка. Проблема в андрогинности Билли. Более того, Билли постоянно меняется: это то девушка, то парень. Фильм – идеальная возможность воплотить эту «размытость» без вынесения морального вердикта.

Профессиональные и непрофессиональные актеры
Я не рассматриваю профессиональных и непрофессиональных актеров как противоположности. Меня их статус не волнует. Любой актер создает своего героя, каждый посвоему. Я со всеми работаю одинаково, но некоторые роли требуют более тонкой настройки, для чего нужны артисты, способные на большее с точки зрения внесения нюансов и готовности к сумасбродству. Здесь для ролей семейства ван Петегем мне понадобились виртуозы.
Фабрис Лукини был первым, о ком я подумал, в связи с ролью Андре. Я с ним встретился заранее, чтобы убедиться, пойдет ли он на радикальные изменения внешности, необходимые для персонажа. Его ремесло заключается в том, чтобы превратиться в другого человека – не имеющего ничего общего с ним самим. Он должен был измениться и внешне, чтобы зрители его не узнали с первого взгляда. А еще изменил манеру говорить, добавил акцент.
То же самое с Бинош и Бруни-Тедески. Я провоцировал их, чтобы выявить в них новые возможности. Это было захватывающе – наблюдать, как они создают своих эксцентричных героинь и борются со своими опасениями. После «Камиллы Клодель» я знал, что Жюльет Бинош может всё. Если бы я попросил ее сыграть Поля Клоделя, она бы сыграла, и очень убедительно. Поэтому, естественно, роль Од была её. Некоторое время мы с ней искали правильную интонацию для героини – между снобизмом и эмоциональным «излишеством». В моем представлении был очень точный «прототип» – трагик из французского театра 50-х годов прошлого века. В сочетании с обликом Бинош это очень смешно. Но Жюльет пришлось много поработать. А Валерия Бруни-Тедески полностью поняла и приняла свою героиню. Мне кажется, она идеально подошла для роли Изабель.


СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

БРЮНО ДЮМОН /Bruno Dumont/ – автор сценария и режиссер
Родился 14 марта 1958 года в Байоле, Франция.
Фильмография: «Жизнь Иисуса» («Золотая камера» на Каннском МКФ, премия Европейской киноакадемии «Открытие года»), «Человечность» (Гран-при жюри на Каннском МКФ), «29 пальм», «Фландрия» (Гран-при жюри на Каннском МКФ), «Хадевейх», «Вне сатаны», «Камилла Клодель, 1915», «Малыш Кенкен».

ГИЙОМ ДЕФОНТЕН /Guillaume Deffontaines/ – оператор
Принимал участие в создании фильмов: «Безумцы», «Камилла Клодель, 1915», «Любовь – это идеальное преступление», «Готов на всё», «Малыш Кенкен», «Вдалеке от людей», «Я весь твой», «Невероятно личная жизнь месье Сима»

РАШИД БУШАРЕБ /Rachid Bouchareb/ – продюсер
Родился 1 сентября 1959 года в Париже.
Режиссерские работы Бушареба были трижды номинированы на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» – «Вне закона», «Патриоты», «Пыль жизни». Продюсер всех фильмов Брюно Дюмона.


АКТЕРЫ

ЖЮЛЬЕТ БИНОШ /Juliette Binoche/ – Од
Родилась 9 марта 1964 года в Париже. Одна из ведущих европейских актрис, каждая роль которой – гарантированное внимание зрителей и коллег: «Английский пациент» (премии «Оскар» и BAFTA, номинация на «Золотой глобус», премия Европейской киноакадемии, призы за лучшую женскую роль на МКФ в Берлине и фестивале в Кобуре), «Шоколад» (номинации на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA, премия Европейской киноакадемии), «Три цвета: синий» (номинация на «Золотой глобус», премия «Сезар», приз за лучшую женскую роль на МКФ в Венеции), «Копия верна» (приз за лучшую женскую роль на Каннском МКФ), «История любви» (номинация на премию «Сезар»), «Вдова с острова Сен-Пьер» (номинация на премию «Сезар»), «Ущерб» (номинация на премию «Сезар»), «Любовники с Нового моста» (премия Европейской киноакадемии, номинация на премию «Сезар»), «Париж», «Влюбиться в невесту брата», «Скрытое», «Гусар на крыше», «Невыносимая легкость бытия».

ВАЛЕРИЯ БРУНИ-ТЕДЕСКИ /Valeria Bruni Tedeschi/ – Изабель
Родилась 16 ноября 1964 года в Турине. Снималась в фильмах: «Второй раз» (премия David di Donatello), «Слова любви» (премия David di Donatello), «Ненетт и Бони» (спецприз жюри на МКФ в Локарно), «От нечего делать» (приз Pasinetti на МКФ в Венеции), «Кормилица», «Мюнхен», «Королева Марго», «Хороший год», «Время прощания», «5х2» (приз Pasinetti на МКФ в Венеции), «На десять минут старше: виолончель», «Руки в воздухе», «Цена человека» (премия David di Donatello, приз на МКФ «Tribeca»).
Как режиссер поставила фильмы «Легче верблюду» (премия имени Луи Деллюка за лучший режиссерский дебют), «Сон предыдущей ночи» (специальный приз жюри в программе «Особый взгляд» на Каннском МКФ), «Замок в Италии».

ФАБРИС ЛУКИНИ /Fabrice Luchini/ – Андре
Родился 1 ноября 1951 года в Париже. Снимался в фильмах: «Колено Клер», «Скромница», «Аморальные истории», «Макс, моя любовь», «Все об этом» (премия «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана), «Полковник Шабер», «Горбун», «Мольер» (приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале», «Возвращение Казановы», «Париж», «Девушка из Монако», «Отчаянная домохозяйка», «Женщины с 6-го этажа», «В доме», «Астерикс и Обеликс в Британии», «Другая Бовари», «Горностай» (приз за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале).




ПРЕССА

«Дюмон резко меняет палитру: его фирменная мрачность освещается искрами юмора, преимущественно черного, но не только.
Фабрис Лукини и Валерия Бруни-Тедески не жалеют сатирических красок, а Жюльет Бинош вообще отрывается по полной программе, делая из своей героини ходячую карикатуру: она то распевает арии, то ходит с синяками и перебитой челюстью, явно получая удовольствие от такого хулиганства.
Параллельно лирическому макабру разыгрывается настоящая клоунада: пара полицейских, которые ищут преступников, пришли прямиком из слэпстика – немой комической: жанр, которым, как выяснилось, тоже виртуозно владеет Дюмон».
Андрей Плахов. «Коммерсант»

«Режиссер Дюмон увлеченно осваивает новый для него жанр абсурдистской комедии, явно ориентируясь на дивный старофранцузский стиль времен Жака Тати. Придумывает смешные приколы. Азартно работает со звуком, отчего каждый шаг толстяка отзывается в зале таким мощным хрюканьем, что уже становится весело. Он верен своему принципу соединять в одном кадре профессиональных актеров с натурщиками – и добивается фантастического по контрастам ансамбля.
Сюр, скажу я вам, заразителен. Когда выйдешь из зала, фестивальная толпа покажется продолжением картины Дюмона: те же сумасбродные движения, та же неустойчивость, такие же нелепые платья с пелеринками и шляпки с дикими полями. И покажется, что общество с начала ХХ века так и не изменилось. И, возможно, точно так же поедает себе подобных».
Валерий Кичин. «Российская газета»

«Автор таких человеконенавистнических фильмов, как «Человечность» и «Фландрия» Дюмон продемонстрировал способность к развитию, сменил жанр с серьезного на «легкомысленный», но при этом умудрился нисколько не измениться. «В тихом омуте» – комедия, но общий для всех лент Дюмона тон остался в неприкосновенности».
Стас Тыркин. «Комсомольская правда»

«Дюмон с наслаждением играет одновременно в ар-брют и в немую комедию, не гнушаясь самыми примитивными гэгами и поднимая при их помощи самые серьезные вопросы – от классовой борьбы до моральных ограничений и рушащей эти ограничения любви. Фильм и чересчур простой, и слишком сложный для анализа, он определенно сбивает с толку – но и дает простое зрительское наслаждение, которое на фестивалях можно получить довольно редко».
Антон Долин. afisha.ru