КИНОПРОКАТ
Кровавый Санта
Sint



год 2010
страна Нидерланды
режиссер Дик Маас
актеры Хуб Стапель, Эгберт Ян Веебер, Берт Луппес
сценарий Дик Маас
продюсеры Том Де Мол, Дик Маас
оператор Гвидо ван Геннеп
композитор Дик Маас
продолжительность 85 мин.
премьера в России 29.11.12


      скачать пресс-релиз




Премьера в Нидерландах – 11 ноября 2010 года. Фильм-участник международных кинофестивалей (Карловы Вары, Страсбург, Tribeca – Нью-Йорк и др.) Закуплен дистрибьюторской компанией IFC Midnight для проката в Америке.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Святитель Николай, он же – Николай Чудотворец, он же Синтерклаас (Sinterklaas по-голландски) – христианский святой, покровитель моряков, купцов и детей. Много веков назад голландцы, отправившись в поисках лучшей доли за океан, приплыли туда вместе со своими традициями. В том числе с обычаем 5 декабря вручать малышам подарки от имени Синтерклааса. В Америке он, превратившись в Санта-Клауса, стал приносить подарки на Рождество. Со временем американский дедушка завоевал весь мир. Но не Голландию. Там ожидание чудес от Святого Николая именно в начале декабря сохранилось (что не мешает ждать их и на Рождество). А однажды культовый режиссер Дик Маас подумал: да, вот есть у нас такой замечательный дедушка мороз-борода из ваты, а что, если представить, будто он не такой уж добрый, а совсем наоборот – нехороший. И куда могла дальше двинуться мысль человека, всю жизнь снимающего триллеры и фильмы ужасов? Ну, конечно в направлении – А что, если он будет похож на зомби? А если ему дать в руки тесак? А что, если он будет убивать?..



СЮЖЕТ ФИЛЬМА

Средние века. Синтерклаас, епископ, впавший в немилость, вместе с бандой воров и разбойников, рыщет по стране, грабит и убивает людей. Жители одной из деревень ловят негодяев, сажают на корабль и поджигают его. Перед смертью Синтерклаас клянется отомстить. И с тех пор один раз в 36 лет в ночь полнолуния с 5 на 6 декабря он и его приспешники воскресают из мертвых, чтобы осуществить свою страшную месть.
Наши дни. События фильма происходят в Амстердаме мистической и снежной декабрьской ночью. На Франка, 17-летнего парня, и его друзей нападает Синтерклаас вместе со своей бандой. Франк – единственный, кому удается избежать смерти. Все его приятели убиты. Полиция парню не верит и арестовывает как главного подозреваемого. Полицейская машина, на которой Франка везут в тюрьму, включается в погоню за Синтерклаасом, мчащемся на своем светящемся белом коне по крышам Амстердама. Франку удается убежать и связаться с отставным детективом Гуртом. Тот был отстранен от дел, поскольку, разгадав загадку Синтерклааса, утверждал, что убийца-мститель появится именно в этом году. Конечно, никто ему не поверил и все решили, что детектив спятил. Франк и Гурт объединяются, чтобы противостоять Синтерклаасу. У них только одна возможность уничтожить убийцу – поджечь лодку Гурта, пришвартованную в амстердамском порту…


ИНТЕРВЬЮ С ДИКОМ МААСОМ

Почему вы решили снять фильм о Синтерклаасе как убийце?

Идея мне пришла лет десять назад. Его всегда изображали добрым человеком, который приносит детям подарки. И я подумал, а что будет, если я сделаю из него злодея? А что, если он будет убивать детей... Это была отправная точка. Ну а после этого с начал писать сценарий – на это ушло несколько лет. Мне очень захотелось что-то сделать с этим, очень известным в Голландии, мифом, перевернуть все с ног на голову.

В Америке в 80-е был снят фильм про Санту-убийцу «Тихая ночь, смертельная ночь», и он вызвал очень много споров о том, какой эффект может оказать на детей. В Голландии тоже было много шума из-за вашего фильма.

В Голландии и Бельгии общество Святого Николая пыталось протестовать против картины. Они говорили, что это плохо для детей и т. д. На мой взгляд, утверждение нелепое, поскольку это фильм для зрителей старше 16 лет, детям его смотреть запрещено. Больше всего возмущений вызвал постер, еще до начала проката. Люди протестовали и пытались помешать показу фильма. Шумиха в Голландии была большая – а это бесплатная реклама.

Как вы придумали внешний облик вашего героя?

Да, я многое поменял в устоявшемся образе. В Голландии его обычно изображают в виде епископа, одетого в красную мантию. Но в фильме-то этот парень – зомби. Поэтому в костюме мы частично сохранили детали обычного одеяния Санта-Клауса, частично добавили от себя, сделали страшными его внешние очертания, чтобы он стал похож на воителя.

Вы видели американские фильмы о Сантах-киллерах?

Видел один-два, но после того, как написал сценарий. Но я, конечно, знал об этих фильмах, где Санта показан плохим парнем. И всегда удивлялся, почему никто не снял что-то похожее о Синтерклаасе. Так что я первый.

Ваш фильм одновременно боевик и слэшер…

Не буду его никак определять. Люди, которые думают, что это слэшер с реками крови и прочими ужасами, наверное, будут разочарованы. В нем много действия, много юмора, много динамичных сцен, например, погоня по крышам, поэтому я бы назвал это фильмом ужасов для всей семьи. Я думаю, что детям старше 12 лет он должен понравиться. Конечно, в нем есть несколько сцен, где отрубают головы или конечности. Но это не те ужасы, которые бывают в настоящем слэшере.

Собираетесь ли вы снимать сиквел?

Да, мы думаем об этом. У нас есть идея для второго фильма, но все зависит от того, как первый примут за рубежом. Он успешно прошел в Голландии, и я с нетерпением жду, что будет в других странах.

Можно ли ваш фильм без потерь адаптировать для американской версии, учитывая особенности голландской культуры?

Да, голландская культура своеобразна… Все зависит от людей, которые купят права на ремейк. Я даже не представляю, как все будет выглядеть в американском варианте, поскольку фильм основан на наших традициях и снят в специфических голландских местах. Совершенно не представляю себе Синтерклааса на крышах, например, Нью-Йорка или Лос-Анджелеса.

Как вам работалось в американской киноиндустрии?

Мне понравилось. Я снял там два фильма. Последний – «Лифт» с Наоми Уоттс. Это было круто.

Какой ваш следующий проект?

Мы начали снимать фильм «Викторина», это триллер. Сюжет такой: хозяин игрового шоу ждет в ресторане жену и дочь, но за его столом появляется странный мужчина, который утверждает, что похитил их. Этот парень говорит: тебе надо ответить на 10 вопросов за час, если хочешь увидеть жену и дочь живыми. И уходит. Теперь он руководит игрой, а хозяин становится его соперником…
bloody-disgusting.com


СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

ДИК МААС /DICK MAAS/, режиссер, сценарист, композитор, продюсер
Родился 15 апреля 1951 года в Хеемстеде, Нидерланды. Самый коммерчески успешный голландский режиссер. Аудитория его фильмов огромна. Три картины о семейке Флоддеров имели успех по всей Европе, а «Лифт» (2001) с Наоми Уоттс (ремейк его же фильма, снятого в Голландии в 1983 году) и «Беспокойный свидетель» с Уильямом Хертом и Дженнифер Тилли прекрасно известны во всем мире. «Лифт» (1983) и «Амстердамский кошмар» (1987) до сих пор демонстрируются по телевидению в разных странах.
Маас знаменит и своими многочисленными музыкальными видео. Он много лет сотрудничает с известной голландской поп-группой Golden Earring. Клип с песней «Сумеречная зона» долгое время возглавлял чарты в Америке. Недавно снятый Маасом клип для самого известного голландского певца Марко Борсато также лидировал в чартах.
Маас – продюсер своих кино- и телепроектов, в том числе сериала «Флоддеры». Он был режиссером одного из фильмов («Трансильвания») сериала Джорджа Лукаса «Молодые годы Индианы Джонса».
Маас получил несколько национальных и международных кинонаград, в том числе Гран-при на МКФ в Авориазе («Лифт», 1983).

ТОМ ДЕ МОЛ /TOM DE MOL/, продюсер
Окончив юридический факультет, Том де Мол работал адвокатом в Veronica Broadcasting Organization. В 1995 году перешел в First Floor Feautures, продюсерскую компанию Лоуренса Гилса и Дика Мааса. Участвовал в создании оскароносного фильма «Характер» Майка ван Дима, сериала «Флоддеры» и черной комедии Мааса «Красотки-убийцы» (2007), имевшей большой успех в прокате.

ГВИДО ВАН ГЕННЕП /GUIDO VAN GENNEP/, оператор
Принимал участие в создании фильмов «Птицы не летают в раю», «Зима в военное время», «Черная вода» и других.

УИЛБЕРТ ВАН ДОРП /WILBERT VAN DORP/, художник-постановщик
Среди фильмов, над которыми он работал, «Интимный дневник» и «8 1/2 женщин» Питера Гринуэя, «Тайна империи» Жюльена Вребоса и «Черная книга» Пола Верхувена.


АКТЕРЫ

ХУБ СТАПЕЛЬ /HUUB STAPEL/ – Санта
Родился 2 декабря 1954 года. Снялся более чем в 60 фильмах и сериалах. Часто работает с Диком Маасом («Лифт», «Амстердамский кошмар», «Флоддеры»). Кроме этого играл в картинах «Непристойная женщина», «Достучаться до небес», «Море тишины».

ЭГБЕРТ ЯН ВЕЕБЕР /EGBERT JAN WEEBER/ – Франк
Родился 18 июня 1981 года. Один из самых популярных голландских актеров. Снимается в кино с 18 лет («Флирт», «Алиби», «Жизнь за один день» и др.), много работает на телевидении и в театре, ведет собственное радиошоу «Spam».

БЕРТ ЛУППЕС /BERT LUPPES/ – Гурт
Родился в 1955 году. Снимался в фильмах «Черная книга», «По воле волн», «Счастливая домохозяйка» и других.




ПРЕССА О ФИЛЬМЕ

«Sint» стал лидером голландского кинопроката в категории фильмов для зрителей старше 16 лет и потеснил с этой позиции «Черную книгу» Пола Верхувена.
Variety

Мастерски сплетенная кровавая история вокруг легенды о Святом Николае. Фильм шикарно снят, плюс к этому в нем есть несколько просто гениальных леденящих душу моментов.
Screen daily

В «Санте» выразительный саундтрек, быстрый темп и немало приколов, которые доставляют удовольствие. В нем определенно есть странный шарм, несколько умных идей и более чем достаточно энергии. Кажется, режиссер и его съемочная группа отлично повеселились, снимая эту рождественскую бойню.
Кроме этого фильм показывает интересные подробности того, как отмечают праздники в других культурах (это вы можете сказать вашей жене, если она вдруг войдет во время одной из сцен с расчленением).
http://www.fearnet.com

Особенно хорошо Маасу удались атмосфера, от которой бросает в дрожь, и захватывающие динамичные эпизоды. Визуальные эффекты просто выдающиеся, особенно в сцене, где Синтерклаас несется по амстердамским крышам.
http://fangoria.com/

Безумный энтузиазм, ирония и артистизм делают этот фильм очень привлекательным. Маас прекрасно умеет снимать и настоящие ужасы, и смешные сцены. «Санта» – прекрасный пример кино без претензий, для удовольствия и развлечения.
http://twitchfilm.com/

Спецэффекты и запекшаяся кровь выглядят впечатляюще и невероятно мощно, а сцена погони, в которой полицейская машина мчится по улицам, а Санта уходит от преследования по амстердамским крышам, сделан просто сногсшибательно.
Twitchfilm