|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жена художника
Marie Krøyer
СИНЕМА ПРЕСТИЖ
Дания, 2012, драма, 102 мин.представляет фильм выдающегося датского режиссера, лауреата премии «Оскар», двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского МКФ БИЛЛЕ АУГУСТА «ЖЕНА ХУДОЖНИКА» «Marie Krøyer» В 1889 году датская художница Мари Трипке вышла замуж за Педера Северина Крёйера, всемирно известного живописца. Они были одной из самых знаменитых семейных пар в стране, вызывая всеобщее восхищение. Выдающиеся люди времени – политики, аристократы, ученые, писатели, королевские особы – мечтали о том, чтобы П.С. Крёйер написал их портреты. Для них это было большой честью. И художник за свою работу мог назначить любую цену. А Мари называли самой красивой женщиной Европы. Жизнь семьи, в которой подрастала дочь Вибеке, выглядела идеальной: творчество, высокий статус, богатство. Но за внешним благополучием скрывался настоящий ад. Крёйер страдал наследственным психическим расстройством, часто впадал в депрессии. Из веселого и радостного человека он в одно мгновение мог превращаться в сумасшедшего монстра. Знакомство со шведским композитором Хуго Альвеном, которого Мари полюбила, казалось ей шагом к спасению… МАРИ В ЛУЧЕ СВЕТА Билле Аугуст, в течение 25 лет не снимавший на родине, в своем новом фильме обратился к золотому времени датской истории – к скагенским художникам и к Мари Крёйер, художнице, боровшейся за право выйти из тени своего знаменитого мужа. Женщина не должна искать себя, она должна найти мужа. В этом изначально была убеждена Мари Крёйер, главная героиня фильма Билле Аугуста. Картина рассказывает об эпохе, когда женщина была накрепко привязана к своему мужу. А в случае Мари, еще и к какому мужу! К одному из самых успешных и почитаемых датских художников П.С. Крёйеру. Группа «Скагенские художники», образовавшаяся в 80-е годы XIX века, получила свое название по «месту жительства». Городок Скаген – это самая северная точка Дании. Суровое, уединенное место, где соединяются два моря, привлекало художников своим уникальным светом. Группа стала частью датской истории. Ее участники, благодаря и огромному количеству написанных полотен, и особому стилю, совершили серьезный прорыв в живописи. Это было время больших изменений в стране – из сельскохозяйственной она превращалась в индустриальную. Менялось и положение женщины в обществе. Это происходило и с Мари, но ее история была мучительной. Она сама была художником, но ее гораздо лучше знали как любимую модель ее мужа. Жизнь с гениальным, но безумным мужем – П.С. Крёйер страдал от наследственного психического расстройства – всерьез сказалась не только на ее творческих амбициях, но и на ее роли жены и матери. Мари гибла в тени таланта своего мужа. Именно эта сторона истории Мари Крёйер привлекла внимание Билле Аугуста. Неразрешимая дилемма Билле Аугуст: «Скагенские художники (и как художественное направление в целом, и как уникальное явление, когда в одном месте живет так много великих мастеров) всегда интересовали меня. Я был очарован ими, изучал их историю. А книга Анастасии Арнольд «Страсть Мари» стала отличной отправной точкой для сюжета фильма. Меня покорил портрет этой женщины, которой в свое время восхищалась вся Дания – восхищалась и ее красотой, и ее мужем, великим художником, написавшим этот портрет. Но мне хотелось узнать, что скрывается за внешней стороной». В 1902 году, измученная тяжелейшей (из-за болезни мужа) обстановкой в доме, она вместе с дочерью Вибеке вырвалась оттуда, чтобы отдохнуть. Именно тогда Мари познакомилась со шведским композитором Хуго Альвеном. Они безумно влюбились друг в друга. Б. А.: «Мари была женщиной своего времени, и перед ней возникла дилемма: остаться со знаменитым, но сумасшедшим мужем (который, к тому же, был гораздо старше ее) или последовать зову сердца? Надо иметь в виду, что в то время, когда еще не было телевидения и таблоидов, она была звездой в Дании – из-за ее красоты и статуса. Но ей пришлось пройти путь от женщины, которая вызывала всеобщее восхищение, до женщины, всеми ненавидимой и презираемой. Она дорого заплатила за свою любовь». Ей пришлось принять немало мучительных и кардинальных решений, поэтому она стала символом женщины, сознательно идущей против традиций. Это – главная тема фильма Аугуста. Б. А.: «Живописное место действия, группа хороших художников стали отличным фоном для камерной истории. Для меня интереснее всего драматизм отношений между людьми. Меня восхищал образ Мари, заплатившей высокую цену за свой выбор. Но этот опыт принес ей и большую пользу. Суровые испытания она преодолевала с гордо поднятой головой, училась и становилась сильнее. И сегодня женщины вынуждены принимать трудные решения. Мне кажется, более трудные, чем мужчины. Ведь женщинам по-прежнему приходится выбирать между карьерой, семьей и любовью. Это и делает историю Мари очень актуальной». Для Аугуста было важно, что эта история универсальна со всех точек зрения – времени, национальности, гендерности. Б. А.: «Начиная снимать фильм, я постоянно спрашивал себя: чему он может научить нас сегодня? Думаю, эта история о многом расскажет современным людям». Скандинавский свет Аугуст не снимал в Дании 25 лет. Именно столько времени прошло с тех пор, как его фильм «Пелле завоеватель» прогремел на весь мир. Награжденный «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах, «Золотым глобусом» и «Оскаром» как лучший иностранный фильм, «Пелле» положил начало международной карьере Аугуста. За ленту «Благие намерения», поставленную по сценарию Бергмана, он получил вторую «Пальмовую ветвь». После чего превратился в мастера адаптаций литературных произведений: «Иерусалим», «Дом духов», «Снежное чувство Смиллы», «Отверженные». В 2007-м он снял фильм «Прощай, Бафана» – о взаимоотношениях Нельсона Манделы и его тюремного надзирателя. Что чувствует режиссер сейчас, обратившись к национальному культурному наследию? Б. А..: «Это огромное удовольствие – снимать датскую историю на датском языке с датскими актерами. Столь долгое отсутствие позволило мне взглянуть на некоторые вещи, например на выбор актеров, абсолютно объективным взглядом». Биргитте Хьорт Сёренсен, сыгравшая Мари Крёйер, начинала свою карьеру с роли репортера Катрин Фёнсмарк в сериале «Борген», который пользовался большой популярностью в мире, но не это повлияло на выбор Аугуста. Б. А..: «Я видел эпизод из «Боргена», но убедили меня ее пробы. Я хотел найти актрису, которая имела бы портретное сходство с Мари, излучала то же достоинство и силу воли при внешней хрупкости. В Биргитте есть все эти качества». Сёренсен блистательна в роли Мари. Но не меньшее значение для фильма имеет свет. Уникальный северный свет обладает невероятной притягательностью. Б. А..: «Самым важным моментом для меня во время съемок этой датской истории была работа с освещением. С ним связана уникальность образа Скандинавии. Резкие сезонные изменения – часть нашего своеобразия. Летом мы открыты, зимой – изолированы. Это сказывается на национальном характере, который складывался тысячелетиями, и отражается в нашей литературе, живописи, музыке и кино. Когда фильм произрастает из национальной культуры, это имеет большое значение для его восприятия за рубежом. Могу сказать на основе моего опыта: фильмы, снятые с ярко выраженным скандинавским колоритом, интересны во всем мире. Попытки подражания американскому мейнстриму редко бывают успешными. Как правило, удачные скандинавские фильмы – это особый стиль, свет, кинематографичность, связь с национальной культурой». Свет всегда был сердцевиной живописи П.С.Крёйера. Световоздушная среда его картин гораздо важнее банальных сюжетов. Вместе с оператором Дирком Брюэлем Аугуст очень тщательно изучал полотна художника, чтобы воссоздать схожее изображение в фильме. Любовь как движущая сила Крёйер был поистине великим художником. Его творчество, как и произведения других скагенских художников, это настоящее национальное достояние, но оно было беспощадно растиражировано – репродукции воспроизводились везде: от коробок с печеньем до плакатов и тарелок. В результате этих мастеров стали часто снисходительно называть «художниками-плакатистами». Но если посмотреть на их произведения, можно убедиться – это работы не виртуозов-формалистов, они наполнены душой и страстью. Эти качества роднят их с историей Мари. Для двух главных мужчин ее жизни Мари была музой и моделью. И матерью их детей. Они питались ее силой. Любовь – движущая сила их творчества. Б. А.: «Это была настоящая богема, особый образ жизни художников. Режиссер себе такого позволить не может. Я должен быть максимально организованным, дисциплинированным». Сигне Лейк Йенсен, один из продюсеров фильма, говорит, что Аугуст, абсолютный аскет, всегда сфокусирован на работе, во время съемок он забывает обо всем остальном. Б. А.: « Надо исключить все ненужные вещи. Когда я работаю над фильмом, стараюсь иметь дело только с тем, что важно в данный момент. Я сосредоточен на работе, редко с кем вижусь, разве что с семьей. Не смотрю телевизор и не читаю газет. Не хочу, чтобы меня что-то отвлекало. Когда вы снимаете фильм – вы должны выполнять свою работу по максимуму. Я не особо общителен на съемках. Я не встречаюсь с актерами приватно, не хочу слышать сплетен. Это мой способ приблизиться к сути, ясно выразив в фильме свои мысли». Суть его нового фильма – это любовь. Б. А.: «Любовь затмевает все остальное. Это может быть эротическая любовь или любовь к детям. А может быть страсть, без которой невозможно искусство, невозможно выразить себя в творчестве. Именно так я отношусь к жизни. Я осмысляю ее через любовь и искусство». Нанна Франк Расмуссен, «Film» Скагенские художники Скаген – небольшой городок, расположенный на мысе Гренен, самая северная точка Дании. Уникальное по красоте место – песчаные дюны и бескрайнее море, а в летние солнечные дни – океан света. Сейчас это курортный городок, а в начале 1880-х годов здесь была уединенная рыбацкая деревушка, которую облюбовали художники. Вдохновленные, с одной стороны, работами импрессионистов, с другой – произведениями Барбизонской школы, они запечатлели на века особый скагенский свет, невероятные пейзажи и реалистические сцены из жизни рыбаков. П. С. Крёйер был самым известным из этой группы живописцев. СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА БИЛЛЕ АУГУСТ /Bille August/ - режиссер Родился 9 ноября 1948 года в Бреде, Дания. Учился операторскому мастерству в Стокгольме и в Национальной датской киношколе. Работал оператором на родине и в Швеции. В 1978-м дебютировал как режиссер («Медовый месяц»). Затем поставил три успешные картины, по-нашему говоря, для детей и юношества («Заппа», «Мир Бастера», «Верность, надежда, любовь»). «Пелле завоеватель» (1987) прославил имя режиссера во всем мире («Оскар», «Золотой глобус», «Золотая пальмовая ветвь» и еще более двадцати престижных кинонаград). Спустя пять лет за ленту «Благие намерения» по сценарию Ингмара Бергмана он получил главную награду Каннского МКФ во второй раз. Поставил фильмы «Дом духов» с Мерил Стрип, Антонио Бандерасом и Джереми Айронсом, «Снежное чувство Смиллы» с Джулией Ормонд, «Отверженные» с Лайамом Нисоном, Джеффри Рашем и Умой Турман. ДИРК БРЮЭЛЬ /Dirk Brüel/ – оператор Родился 29 декабря 1942 года. Принимал участие в создании более чем 70 фильмов и сериалов, среди которых «Райский уголок», «Настоящий человек», «Дети моей сестры», «Переулок счастья», «Вернуть отправителю», «У каждого свое кино». Неоднократный обладатель национальных кинопремий. СТЕФАН НИЛССОН /Stefan Nilsson/ – композитор Родился 27 июля 1955 года. Принимал участие в создании фильмов Билле Аугуста «Пелле завоеватель», «Благие намерения», «Иерусалим», а также картин «Как на небесах», «Избавь нас от лукавого» и других. АКТЕРЫ
ПРЕССА Владимир Лукин. Лауреат «Оскара» и Каннского кинофестиваля обратился к скользкой и крайне опасной теме «Жизнь замечательных людей». «thr.ru» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
© «Синема Престиж» 123242 Москва, ул. Дружинниковская, д.15, "Киноцентр" офис 401 +7 (495) 937-67-40, по вопросам оптовых закупок: +7 (495) 788-96-75 |