|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]()
Скрижали судьбы
The Secret Scripture
![]()
СИНЕМА ПРЕСТИЖ представляет РУНИ МАРА, ЭРИК БАНА, ТЕО ДЖЕЙМС, ДЖЕК РЕЙНОР и ВАНЕССА РЕДГРЕЙВ в фильме ДЖИМА ШЕРИДАНА «СКРИЖАЛИ СУДЬБЫ» «The Secret Scripture» Ирландия, 2016, драма, 108 мин. Провинциальный ирландский городок. Здесь царят строгие и косные нравы, здесь бдительно следят даже за тем, чтобы во время танцев партнеры держались на «приличном» расстоянии друг от друга, а девушка не имеет права просто посмотреть в глаза парню, пока не стала его женой. Именно сюда приезжает юная Роуз Клиар. Она не похожа на местных девушек – слишком яркая, красивая и независимая. Все мужское население взбудоражено, парни теряют голову в ее присутствии. Но для нее есть лишь один на свете – Майкл Макнолти. Встретившись впервые, они мгновенно понимают – это судьба. Такое редкое счастье, абсолютное, пронзительное и… недолгое. Молодой священник Гаунт, ослепленный страстью к Роуз, пишет на нее донос в полицию, обвиняя в распутстве и нимфомании. Но ведь страх, боль и тяжелейшие испытания бессильны перед настоящими чувствами! Чудесный актерский состав – Руни Мара, Тео Джеймс, Эрик Бана, Джек Рейнор, а также невероятная Ванесса Редгрейв. Безупречная режиссура многократного номинанта «Оскара» Джима Шеридана. Волшебная камера российского оператора Михаила Кричмана («Елена», «Левиафан»). СВОБОДА ПРОТИВ ХАНЖЕСТВА
В лучших фильмах выдающегося ирландского режиссера Джима Шеридана всегда переплетались две главные темы – семья и справедливость. В «Скрижалях судьбы» к ним добавились новые оттенки: героиня с сильным характером, давление католической церкви и государства на независимо мыслящую личность, разрушительность слепой страсти и могущество истинной любви. Продюсер Ноэль Пирсон приобрел права на одноименный бестселлер Себастьяна Барри сразу, как только тот был опубликован в 2008 году, после чего Джонни Фергюсон написал по нему сценарий. Джим Шеридан: «Ноэль дал мне прочитать сценарий. Затем мы встретились с Джонни и долго разговаривали. Он ушел, а я все продолжал думать об этой истории, она ни на минуту меня не оставляла. Я написал большое письмо Ноэлю о том, каким может быть фильм. Я уже чувствовал, что и как я хочу снимать. Первое, что я сделал, начав работу, позвонил Себастьяну и сказал, что хотел бы внести некоторые изменения. Он согласился. Поскольку он разрешил, я начал выстраивать и развивать сюжет так, как задумал. Себастьян написал невероятно лиричную и красивую книгу, но мне нужно было перевести то, о чем думает и вспоминает главная героиня, на киноязык. Она, «благодаря» священнику Гаунту, попала в психиатрическую клинику и прожила там много лет, прежде чем начала писать свои «скрижали». С драматургической точки зрения, проблема заключалась в том, что действия как такового было мало. Поэтому я решил сжать повествование в два временных отрезка – несколько месяцев осени 1942 года и четыре дня в настоящем». Руни Мара играет молодую Роуз, живущую в городке Слайго на западе Ирландии. Руни Мара: «Меня привлек этот образ, потому что это такой сложный женский характер! А кроме того, в фильме внутри одной истории как бы содержится несколько разных историй. Пришлось много поработать, использовать самые разнообразные актерские краски, чтобы это сыграть. Роуз – жертва, скорее, того времени в целом, чем только религиозных предрассудков. Думаю, похожие вещи случались со многими женщинами в абсолютно других ситуациях. Конечно, то что она протестантка – в городке, где «правит» католическая церковь, – повлияло на ее драму. Но, уверена, если бы она была католичкой, с ней, все равно произошло бы то же самое. Потому что главная причина ее бед в том, что Роуз – красивая и независимая девушка, которая, не желая того, сводит с ума всех мужчин. Думаю, чувства большинства из них искренние, она не похожа на местных девушек – этим и привлекательна. И здесь, я думаю, причина не только в ее сексуальности, но и в ее смелости, уме, характере и, прежде всего, в духе свободы». ![]() Неудивительно, что Ванессу Редгрейв (Роуз в старости), многолетнего борца за права человека, больше всего взволновала в фильме тема бесправия: «В этом были виноваты и власть, и церкви. Подумайте, кто-нибудь протестовал или хотя бы говорил об этих преступлениях в 30-е, 40-е, 50-е годы? В этом фильме трагическая история, но это правда. Правда должна быть сказана. Образ Роуз вызвал у меня особый интерес, потому что она, несомненно, не совсем нормальна. Но есть вопрос, который меня интересует больше, чем любой другой: а все вокруг нее в здравом уме?» Эрик Бана играет доктора Грина, известного психиатра, который должен оценить психическое состояние Роуз, прежде чем ее перевезут из клиники Сент-Малахи, где она провела большую часть своей жизни, в другое учреждение. Их отношения «врач – пациентка» довольно быстро перерастают в человеческое общение. Доктор узнает историю жизни Роуз, и она вызывает у Грина истинное сострадание. В отличие от доктора Харта, который видит в Роуз исключительно вредную безумную старуху. Эрик Бана: «Грин из психиатра практически превращается в детектива, и это очень интересная ситуация. Он, постепенно узнавая все новые и новые факты из жизни Роуз, понимает, что столкнулся с настоящей трагедией, что когда-то произошла чудовищная ошибка, что весь рассказ Роуз – правда». ЛЮБОВЬ ПРОТИВ СТРАСТИ
Джек Рейнор: «Майкл Макнолти, которого я играю, летчик, вступивший в Королевские воздушные силы, и он, конечно, враг республиканцев, в том числе и членов своей семьи. В начале истории, я думаю, ему безразлична собственная жизнь. Но после встречи с Роуз в нем просыпается желание жить. И жить с Роуз». Джим Шеридан: «Одно из самых существенных изменений, которые мы внесли, работая над сценарием, касается характера священника Гаунта. Я чувствовал, что надо избежать клише. Таких ирландских священников, как в книге, мы видели несметное количество и в фильмах. У нас он более чувствительный, очень красивый, мужественный, а самые темные стороны его характера мы смягчили. Я понимал, что он получится гораздо интереснее и сложнее эмоционально, если зрители в какой-то степени будут сочувствовать ему – из-за его влюбленности в Роуз». ![]() Тео Джеймс (отец Гаунт): «Хотя он не так давно служит в приходе, люди его уважают и даже немного боятся. Но он влюбляется в Роуз. Сложность ситуации в том, что Роуз любит другого мужчину, и тогда любовь Гаунта превращается в ревность. Гаунт – человек принципиальный и честный, но чувства к Роуз смущают его ум и веру. Когда он прилюдно защищает ее от Джека, а на самом деле все видят, что это вспышка ревности, Роуз говорит ему прямо: «Вы священник, который хочет быть мужчиной. Разберитесь в себе, но меня в это не впутывайте». В фильме снялась большая команда молодых и очень разных актеров, и все они были в восторге от возможности поработать с таким режиссером как Джим Шеридан. Тео Джеймс: «Что особенно хорошо в работе с Джимом – это постоянное развитие. Он чувствует, как артисты будут играть сцену и может сформировать то, что ему необходимо, в процессе съемок – очень быстро и гибко». Джек Рейнор: «Мой герой, Майкл Макнолти, серьезно изменился в течение работы. И другие персонажи тоже. Они стали более глубокими, чем в сценарии. Джим – невероятно отзывчивый и чуткий человек, это проявляется во всем, что он делает. Он хочет показать в характере любого персонажа как можно больше оттенков – думаю, это настоящее мастерство. У него нет случайных сцен, каждая имеет смысл и значение, для героев в том числе. Джим – подарок для артистов. Он их любит. Интересно наблюдать, как он показывает то, что хочет видеть от артиста, и ты думаешь: вау, как он хорош. Он очень страстный и убедительный, даже изображая вымышленного персонажа. Это великолепно, когда с той стороны камеры стоит человек, который понимает актерство и актеров. Мы абсолютно доверяем ему». У Шеридана репутация режиссера, принимающего на площадке спонтанные решения. Шеридан: «На самом деле, это зависит от ситуации. Иногда я точно следую сценарию, но иногда, чтобы сцена выглядела живой, я на ходу вношу изменения или что-то предлагаю актерам. Что я всегда стараюсь делать – брать ответственность за актерское исполнение на себя. Я им говорю: импровизируйте, вы ничего не испортите, будьте правдивыми и доверяйте себе. Ведь когда вы точно знаете, что случится в следующий момент, это безжизненно». ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
Художник по костюмам Джоан Бергин (три премии «Эмми» за сериал «Тюдоры»), постоянно работает с Шериданом, начиная с фильма «Моя левая нога». Бергин: «Мне очень хотелось быть максимально правдивой в создании образов из провинциального ирландского городка 40-х годов. Я нашла (а не сшила сама) огромное количество одежды того периода – это поразительно! Почти все, что в фильме носят герои – самое настоящее. Будьте уверены! На меня большое впечатление произвел стиль того времени – очень красивый и качественный. Единственной сложностью были наряды Роуз – она должна была отличаться от жителей городка, но не выглядеть моделью журнала «Вог». Я много работала над ее костюмами, использовала красивые оттенки зеленого, голубого, бирюзового, розового. Руни Мара одета абсолютно в стиле 40-х. И она как цветок на фоне «темного» городка, хотя и жителей я старалась одеть более разнообразно, чем мы часто видим в кино. Всех мужчин я одела в твидовые костюмы – в те годы в Ирландии производили замечательный твид. Некоторые актеры удивлялись: почему сегодня нет такой одежды? ![]() Художник-постановщик Дерек Уоллес так же, как Джоан Бергин, много лет сотрудничает с Шериданом. Во время подготовительного периода они объехали многие психиатрические клиники в Ирландии, рассматривая их и с точки зрения архитектуры, и как возможность понять образ мыслей людей. Уоллес: «Мы встречались со многими работающими там людьми и главное, на что обратили внимание – как все они связаны с местными общинами. Затем мы начали думать, как это все выглядело в 40-е. Несколько месяцев мы искали натуру и вели переговоры, прежде чем получили разрешение на съемки в неиспользуемом крыле Национального концертного зала (прежде там был университетский колледж Дублина). И еще одно прекрасное место для съемок мы нашли в монастыре Лорето в Южном Дублине. Для сцен 40-х годов нам пришлось убирать радиаторы. Для сцен 90-х – перекрасили целое крыло в здании футбольного клуба университета. Плюс практически с нуля построили там все интерьеры, сделали все полы, окна. Такой огромной работы потребовали почти все объекты и, мне кажется, на экране все выглядит как в сложно-постановочном фильме, хотя бюджет у нас был довольно скромным. Городок Баллитиван создали в одной из деревень округа Киллкенни. Уоллес: «Мы перекрасили и переделали дома и магазин, изменили интерьер в гостинице, дорогу засыпали гравием и песком, потому что в 1942 году асфальта не было. Убрали дорожные знаки и современные столбы, сделали соответствующее времени уличное освещение. Насыщение кадра такими деталями делает историю очень убедительной. Джим придает визуальной стороне огромное значение, поэтому я как художник всегда должен быть готов к каким-то изменениям и дополнениям по ходу съемок. Как правило, он, что-то меняя, оказывается прав». Обобщающий и ключевой момент в изобразительном решении фильма – вклад российского оператора Михаила Кричмана. Джим Шеридан открыл для себя его талант, посмотрев, как Кричман работает на съемках фильма Лив Ульман «Фрекен Юлия», проходивших в Ирландии в 2014 году. Шеридан: «Михаил просто удивительный. Он настоящий художник, обладающий фантастическим визуальным чувством и чувством величественности. Я думал, что для зрителей будут тяжелы сцены в психиатрической клинике, и мне нужен был оператор с очень сильной визуальной точностью, кто мог бы выразить глубину истории. Когда вы работаете с русским оператором, вы должны быть готовы к тому, что у него совершенно другое ощущение времени, чем у ирландца: мы мыслим десятилетиями, они – веками. У них есть исключительные художественные традиции с точки зрения живописи и кино. Михаил выстроил такой визуальный мир фильма, который выходит за пределы конкретной исторической точки. Интересно, что, работая на площадке, мы практически не разговаривали – и из-за языкового барьера, и из-за того, что в разговорах не было необходимости». ![]() АКТЕРЫ
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА ДЖИМ ШЕРИДАН /Jim Sheridan/ – автор сценария, режиссер, продюсер Родился 6 февраля 1949 года в Дублине. Самый знаменитый кинорежиссер Ирландии, многократный номинант «Оскара», обладатель многочисленных премий и кинопризов. Большинство его фильмов – мощные драмы, в которых история (или действительность) переплетается с поразительными человеческими судьбами. Шеридана называют «актерским режиссером» – благодаря ему стал настоящей звездой Дэниел Дэй-Льюис («Моя левая нога», «Во имя отца», «Боксер»), в номинацию на «Оскар» попали Ричард Харрис («Поле») и Саманта Мортон («В Америке»). В его предыдущем фильме «Дом грез» сыграли Дэниел Крейг, Рэйчел Вайс и Наоми Уоттс. ДЖОННИ ФЕРГЮСОН /Johnny Ferguson/ – автор сценария Работал в журналистике, сделал успешную карьеру в рекламном бизнесе в Лондоне и Дублине, писал сценарии для телепроектов, в основном экранизаций. Скончался в 2013 году в возрасте 50 лет. МИХАИЛ КРИЧМАН – оператор Родился 17 июня 1967 года в Москве. Принимал участие в создании фильмов «Небо. Самолет. Девушка», «Возвращение» (премия «Ника»), «Теория запоя», «Бедные родственники», «Изгнание» (премия «Белый квадрат»), «Овсянки» (приз Венецианского кинофестиваля), «Елена» (премия «Золотой орел»), «Зимний путь», «Левиафан», «Фрекен Юлия». ДЕРЕК УОЛЛЕС /Derek Wallace/ – художник-постановщик Принимал участие в создании фильмов «Генерал», «Портной из Панамы», «В моей стране», «Любовь по обмену», «Сортировка», «Море». ДЖОАН БЕРГИН /Joan Bergin/ – художник по костюмам Принимала участие в создании фильмов «Моя левая нога», «Во имя отца», «Сыновья», «Зимний гость», «Боксер», «Суини Тодд», «Агнесс Браун», «Вечный мир», «Законы привлекательности», «Престиж», «Версальский роман». НОЭЛЬ ПИРСОН /Noel Pearson/– продюсер Номинант премии «Оскар» («Моя левая нога»). Также принимал участие в создании фильмов «Поле», «Звезды Фрэнки», «Любовь по обмену». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© «Синема Престиж» 123242 Москва, ул. Дружинниковская, д.15, "Киноцентр" офис 401 +7 (495) 937-67-40, по вопросам оптовых закупок: +7 (495) 788-96-75 |