КИНОПРОКАТ
Ловушка
A Kind of Murder



год 2016
страна США
режиссер Энди Годдар
актеры Патрик Уилсон, Эдди Марсан, Джессика Бил, Хейли Беннетт, Винсент Картайзер
сценарий Сюзан Бойд по роману Патрисии Хайсмит
продюсеры Сюзан Бойд, Тед Хоуп, Келли Маккормик
оператор Крис Сигер
продолжительность 95 мин.
жанр триллер
премьера в России 19.01.17




Патрик Уилсон («Заклятие 1-2», «Астрал 1-2», «Хранители»), Хейли Беннетт («Хардкор», «Девушка в поезде»), Джессика Бил («Мужчина нарасхват») и Эдди Марсан («Грязь») в стильном неонуаре по роману Патрисии Хайсмит. Ее психологические триллеры стали основой немалого количества знаменитых лент, среди которых «Незнакомцы в поезде» Альфреда Хичкока, цикл о мистере Рипли, «Кэрол» Тодда Хейнса.
Нью-Йорк, шестидесятые годы прошлого века. Стэкхаусы – внешне идеальная семейная пара: молодые, красивые, успешные. Он – удачливый архитектор, она – процветающий риелтор и великолепная хозяйка великолепного дома. На самом деле Уолтер давно думает о разводе, потому что Клара замучила его своими претензиями, истериками, ревностью и угрозами покончить с собой, если он ее оставит. Однажды внимание Уолтера привлекает газетная заметка: женщина, жена букиниста, жестоко убита неподалеку от стоянки автобуса, преступника не нашли. Ему кажется, что убийцей мог быть муж жертвы, хотя у того, казалось бы, надежное алиби. Стекхаус решает с ним встретиться, не предполагая, в какую ловушку угодит…



ХАЙСМИТ – ЭТО БРЕНД

«Ловушка» снята по мотивам романа Патриции Хайсмит «The Blunderer» (в русском пере­воде «Бестолочь»), опубликованного в 1954 году. За несколько лет до этого она успешно дебютировала романом «Незнакомцы в поезде» – в 1951-м Альфред Хичкок снял по нему фильм, ставший классикой жанра триллера. «The Blunderer» уже был экранизирован под названием «Le meurtrier» («Убийца») в 1963 году во Франции Клодом Отан-Лара с участи­ем Герта Фрёбе, Марины Влади, Робера Оссейна и Мориса Роне. Сьюзан Бойд, автор сце­нария новой версии, перенесла действие из послевоенной эпохи Эйзенхауэра в начало процветающих 60-х.

Как и недавний фильм «Кэрол» Тодда Хейнса с Кейт Бланшетт и Руни Мара, «Ловушка» – захватывающее исследование сложных человеческих взаимоотношений, которые про­истекают из наших глубинных инстинктов. Продюсер Кристин Вашон (ее компания «Killer Films» продюсировала и «Кэрол», и «Ловушку»): «Хайсмит обладала способ­ностью бесстрашно заглядывать в темные уголки психики своих героев, потому ее произведения вечные и всегда невероятно актуальные».

Режиссер Энди Годдард (ранее принимав­ший участие в создании таких сериалов как «Аббатство Даунтон» и «Доктор Кто», а также снявший фильм с Элайджей Вудом «Зажигая звезды»): «Хайсмит – это практически самостоятельный бренд. Она создала особый вид психологического триллера. А Сьюзан сделала фантастическую адаптацию романа – в духе нуаров 40 – 50-х годов и фильмов Хичкока, вроде его ленты «Не тот человек».


МЕЧТА СЦЕНАРИСТКИ

Сценаристка Сьюзан Бойд, как и Годдард, тоже давно очарована творчеством Хайсмит. Первым романом писательницы, который Бойд прочитала еще студенткой, был именно «The Blunderer». Он произвел на нее такое сильное впечатление, что она залпом прочи­тала и остальные произведения автора. Сьюзан Бойд: «Мне особенно нравится то, что у Хайсмит нет указующих нравственных перстов. Разделительной черты между хорошими парнями и плохими почти не видно».

Перенести на большой экран «The Blunderer» – было давней мечтой сценаристки, но в течение долгих лет она не могла добиться прав на экранизацию. Такие попытки до нее де­лали и другие люди, но всегда безрезультатно. Однажды друг Хайсмит заплатил писатель­нице $ 8 000 за права, но фильм так и не был снят. В конце 80-х Бойд занималась пиаром в издательстве Уильяма Хайнемана и познакомилась с Хайсмит в связи с выходом романа «Found in the Street». Бойд руководила рекламной кампанией книги и сделала несколько интервью с писательницей, жившей в то время в Швейцарии. Бойд: «Она ненавидела весь этот рекламный цирк, но со мной всегда была вежлива и добра. Хотя мы прекрасно зна­ли, что единственное ее желание – скрыться в своем швейцарском убежище и писать». Экранизацию «The Blunderer» с писательницей Бойд не обсуждала, но продолжала искать возможности приобретения прав уже после смерти Хайсмит в 1995-м.

Бойд много раз перечитывала роман, всегда восхищаясь его тонкостью и многомерно­стью. Бойд: «Особенно здесь важен главный герой, Уолтер Стэкхаус, у которого, кажет­ся, есть всё, он – воплощенная американская мечта. Но он одинок, глубоко несчастлив в браке с Кларой, и его фантазии о том, чтобы она исчезла из его жизни – это классическая территория Хайсмит. Насколько человек виноват, если желает смерти другому? Мне особенно нравятся в книге эта тема «мыс­ленной вины» и захватывающая игра в кош­ки-мышки между двумя мужчинами, «фан­тазером» Стэкхаусом и реальным убийцей».

Хотя Бойд очень нравилось, как Хайсмит в своем романе отразила время действия – 50-е годы, в экранизации она перенесла его в начало 60-х. Ее подход высоко оценил режиссер. Энди Годдард: «В начале 60-х, ка­залось, наступает оптимистический период, но, как мы знаем, последующее десятилетие стало одним из самых «турбулентных» в новейшей истории страны. Сьюзан погрузила Стэкхаусов в эту надвигающуюся тьму».


О ЗНАЧЕНИИ ВОДОЛАЗКИ И НЕЙЛОНОВЫХ ЧУЛОК

Энди Годдард всегда был фанатом Патрика Уилсона и очень доволен его работой в филь­ме. Энди Годдард: «Ему чудесным образом удалось передать это ощущение неоднозначно­сти, свойственное персонажам Хайсмит. В каждой сцене мы задумываемся: а какой мотив движет им сейчас? Патрик очень органичен, играя человека из 60-х, у которого, казалось бы, есть всё. Ему идет водолазка по моде тех лет, и он умеет прикурить сигарету как Ро­берт Митчум или Пол Ньюман».

Патрик Уилсон: «Я сразу влюбился в сценарий Сьюзан. Мне таких героев прежде играть не приходилось. Обычно персонаж – или хороший, или плохой. А здесь он словно пере­ключается на полпути. И еще – очень интересная борьба между тремя мужчинами – Уол­тером, Киммелом и детективом Корби».

Джессика Бил поразила Годдарда своей работой в фильме 2013 года «Эммануэль и правда о рыбах», и он подумал, что именно она справится с ролью Клары, психически неурав­новешенной женщины. Годдард: «В романе Клара – злодейка и, можно сказать, ведьма. Джессика, взяв за основу черты героини из романа и сценария, сумела сделать ее более человечной и вызывающей сочувствие».

Бил с большим энтузиазмом взялась за возможность сыграть неоднозначный и противо­речивый характер, женщину, погруженную в страх, тревоги, депрессию, подозритель­ность и ревность. Бил: «Она окутана своим безумием и не в силах себе помочь. Внешне она кажется идеальной, но на самом деле – сложная, хрупкая, агрессивная, непредсказу­емая. С творческой точки зрения, сыграть такое крайне привлекательно».

Важным моментом для актрисы был женский гардероб в стиле 60-х, элегантная и изы­сканная, но одновременно крайне неудобная одежда. Бил: «Когда вы надеваете платье, нейлоновые чулки, туфли и белье этой женщины, вы становитесь ею. В принципе эмоци­онально и ментально вы уже ею стали, но, надев ее одежду, превращаетесь в нее и физи­чески. Как будто у вас появляется другая кожа».


БЕЗ УМА ОТ ЭЛЛИ

Элли Брайс, беззаботная певица из ночного клуба (ее сыграла Хейли Беннетт), – это пред­знаменование освобождения женщин, происходившего в 60-е. Она – полная противо­положность Клары, «идеальной» женщины» из «идеального» нью-йоркского предместья. Беннетт: «Элли – художественная натура, она из битников, ее стиль жизни абсолютно не похож на существование Стэкхаусов. Она появляется как глоток свежего воздуха для Уолтера и открывает для него бурлящий и раскрепощенный мир андеграунда. Она и одежду носит не такую, как Клара. Элли сексуальнее и круче».

На роль Элли Годдард искал актри­су молодую, энергичную и поющую. Одна из самых запоминающихся сцен в фильме та, где Элли в ночном клубе исполняет «Мне не убежать от тебя». Эта песня была написана Лео Робином и Ричардом Уайтингом для фильма «Ритм на кручах», ее записал Бинг Кросби, а позднее – в начале 50-х – Кармен Макрей. Годдард: «Один из многих талантов Хейли – ее фантасти­ческий голос. Он записала несколько дублей – один другого лучше. Это замечательная песня, которая служит лирическим акцентом нашей истории».

Выбор Эдди Марсана на роль Киммела Годдард объясняет так: «Эдди – один из лучших характерных актеров, и я давно хотел с ним поработать. Ему удалось сыграть многослой­ного персонажа, ужасного, но вызывающего сочувствие».


НЬЮ-ЙОРК НАШЛИ В ОГАЙО

Важный «персонаж» фильма (и творчества Хайсмит) – Нью-Йорк и его окрестности. Как и фильм «Кэрол», «Ловушку» снимали в Цинциннати, сокровищнице нетронутой старой архитектуры. Художник-постановщик Пит Зумба: «Этот город служит хорошим «заме­нителем» Нью-Йорка того времени». Для создания визуального образа 60-х команда ху­дожника-постановщика вдохновлялась работами фотографа Сола Лейтера и исследова­ла многие улицы Цинциннати, поразившись, как в этом индустриальном городе многие места поразительно напоминают Манхэттен. Например, в конце XIX века инженер Джон Рёблинг, за несколько лет до строительства знаменитого Бруклинского моста, здесь соз­дал похожий – через реку Огайо, связавший Цинциннати и Ковингтон. Многие здания в центре города остались нетронутыми, включая центральный вокзал в стиле арт-деко, где сняли несколько сцен фильма. В пригородах нашли немало чудесных строений середины прошлого века, в том числе модернистский дом из дерева и стекла, который превратился в жилище Стэкхаусов.


АКТЕРЫ
ПАТРИК УИЛСОН /Patrick Wilson/ – Уолтер
Родился 3 июля 1973 года в Норфолке, штат Вирджиния, вырос в Санкт-Петербурге, штат Флорида. Получил степень бакалавра на факультете искусств в Carnegie Mellon University. Снимался в фильмах «Три брата: Американская готика», «Пассажиры», «Хранители», «Астрал», «Цена страсти», «Бедная богатая девочка», «Прометей», «Заклятие» и других. Также исполняет главные роли в знаменитых бродвейских мюзиклах и драма- тических постановках («Оклахома», «Мужской стриптиз», «Все мои сыновья»).
Двукратный номинант премии «Золотой глобус» – за роли в тв-проектах «Ангелы в Америке» и «Фарго».

ДЖЕССИКА БИЛ /Jessica Biel/ – Клара
Родилась 3 марта 1982 года в Миннесоте. Снималась в фильмах «Техасская резня бензопилой», «Сотовый», «Иллюзионист», «Пророк», «День святого Валентина», «Хичкок», «Мужчина нарасхват», «Эммануэль и правда о рыбах».

ХЕЙЛИ БЕННЕТТ /Haley Bennett/ – Элли
Родилась 7 января 1988 года Форт-Майерс, штат Флорида. Снималась в фильмах «Марли и я», «После падения», «Кристи», «Великий уравнитель», «Хардкор», «Девушка в поезде», «Великолепная семерка».

ЭДДИ МАРСАН /Eddie Marsan/ – Киммел
Родился 9 июня 1968 года в Лондоне. Снимался в фильмах «Банды Нью-Йорка», «21 грамм», «Вера Дрейк», «Тайная жизнь слов», «Новый Свет», «Иллюзионист», «V» значит Вендетта», «Миссия: невыполнима-3», «Хэнкок», «Боевой конь», «Шерлок Холмс», «Белоснежка и охотник», «Грязь», в телепроектах «Ривер», «Рэй Донован», «Моби Дик».
В 2012 году на Московском МКФ получил приз «Серебряный Св. Георгий» за лучшую мужскую роль («Отбросы», реж. Тиндж Кришнан).


СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
ЭНДИ ГОДДАРД /Andy Goddard/ – режиссер
Принимал участие в создании телепроектов «Закон Мерфи», «Доктор Кто», «Охотники за чужими», «Аббатство Даунтон», «Дракула». В 2014-м снял фильм «Зажигая звезды» с Элайджей Вудом в главной роли.

СЬЮЗАН БОЙД /Susan Boyd/ – автор сценария и продюсер
Работала пиар-директором в издательстве Уильяма Хайнемана, редактором в журналах Marie Claire, Harper’s Bazaar и других.

КРИСТИН ВАШОН /Christine Vachon/ – продюсер
Возглавляет компанию Killer Films, одну из самых значительных в производстве независимого кино. Была продюсером фильмов «Детки», «Бархатная золотая жила», «Я стреляла в Энди Уорхола», «Парни не плачут», «Счастье», «Все еще Эллис», «Американское преступление», «Вдали от рая», «Труппа», «Дом на краю света», «Непристойная Бэтти Пейдж», «Дикая грация», «Меня там нет», «Материнство», «Джентльмен грабитель», «Кэрол» и других.

КРИС СИГЕР /Chris Seager/ – оператор
Родился в 1949 году в Лестере. Принимал участие в создании тв-пректов «Комнаты смерти», «Госпожа Бовари» (2000), «Мисс Марпл Агаты Кристи», «Игра престолов», «Гамлет (2008) и других.